Методические рекомендации по логопедической диагностике Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Морткинская средняя общеобразовательная школа Учитель - логопед МБОУ Морткинской СОШ Мурашина О.Г.
Проблемы диагностики речевых расстройств Логопедические заключения по разному определяются и формулируются в различных регионах, городах, районах Различия в подходе к формулировке логопедических заключений московской и петербуржской логопедических школ Доминирование диагноза ОНР (общее недоразвитие речи) Подмена традиционных логопедических классификаций классификациями клиническими, медицинскими, слишком развёрнутыми и описательными, которые не ориентированы на решение практический задач коррекции нарушений речи
Традиционные классификации нарушений речи Психолого – педагогическая (аспект психолингвистический) Клинико – педагогическая (аспект клинический, патофизиологический (с учетом анализаторного принципа, характера нарушений языковой системы)
Психолого – педагогическая классификация Ориентирована на выявление речевой симптоматики Позволяет описать внешние симптомы недоразвития речи Позволяет выявить нарушенные компоненты речи (общее недоразвитие, фонетико – фонематическое недоразвитие речи и т.д.) Решает практические задачи комплектования логопедических групп Создаёт предпосылки для определения характера речевой патологии
Клинико – педагогическая классификация Строго не соотнесена с клиническими синдромами Акцентирует внимание на тех нарушениях, которые должны стать объектом логопедического воздействия В процессе постановки логопедического заключения необходимыми являются медицинские данные, клинические характеристики, которые позволяют уточнить тот или иной логопедический диагноз Клинические характеристики ориентированы на объяснение причин возникновения речевых расстройств, на лечение ребёнка, а не на систему коррекции, развития речи
Логопедическое заключение с учётом пересечения двух классификаций Устная речьПисьменная речь Психолого- педагогический диагноз Клинико- педагогический диагноз НПОЗ (нарушение произношения отдельных звуков): нарушены звукопроизношение, звуко-слоговая структура слова, просодика. У ребенка с дислалией дизартрией дизартрическим компонентом нарушением голоса ринолалией
Логопедическое заключение с учётом пересечения двух классификаций ФНР (Фонематическое недоразвитие речи): нарушены фонематическое восприятие/слуховая дифференциация звуков/, фонематический анализ и синтез, фонематические представления. Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания (акустическая, фонематическая). Этот вид дисграфии проявляется в заменах букв, обозначающих фонетически близкие звуки, в нарушении обозначения мягкости согласных на письме. Фонематическая дислексия – нарушение формирования фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза. Замены фонетически близких звуков при чтении, трудности усвоения букв
ФФНР (НПОЗ + ФНР) У ребенка с дислалией дизартрией дизартрическим компонентом нарушением голоса ринолалией Артикуляторно-акустическая дисграфия – неправильное произношение звуков речи, которое отражается на письме.(сопровождаются нарушением слухового внимания фонематических процессов – смешение букв, замены) Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания (акустическая, фонематическая). Этот вид дисграфии проявляется в заменах букв, обозначающих фонетически близкие звуки, в нарушении обозначения мягкости согласных на письме. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Механизмом этого вида дисграфии является нарушение следующих форм языкового анализа и синтеза: анализа слов, деления предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза. (пропуск гласных, согласных, добавления, перестановки…) Фонематическая дислексия – нарушение формирования фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза. Замены фонетически близких звуков при чтении, трудности усвоения букв,
Логопедическое заключение с учётом пересечения двух классификаций ЛГНР (лексико- грамматическое недоразвитие речи): ограничен словарный запас, нарушен грамматический строй речи) У ребенка с выходом из моторной алалии выходом из сенсорной алалии по типу ЗРР (задержка речевого развития) при ЗПР невыясненного патогенеза Семантическая дисграфия (аграмматическая) – этот вид проявляется в аграмматизмах на письме, обусловленных несформированностью лексико-грамматического построения речи Аграмматическая дислексия нарушение согласования и управления при чтении, (не правильно читают окончания, суффиксы, изменяют грамматические формы слова) Семантическая дислексия - механическое чтение (нарушение понимания прочитанного при технически правильном чтении, не может объединять слоги в единое слово, не узнаёт слово)
НВОНР (нерезко выраженное общее недоразвитие речи): нарушены почти все компоненты речи, некоторые могут быть сохранны; ОНР III (II, I уровня) (общее недоразвитие речи ): нарушены все компоненты речи) У ребенка с моторной алалией сенсорной алалией сенсомоторной алалией дизартрией дизартрическим компонентом по типу ЗРР (задержка речевого развития) при ЗПР невыясненного патогенеза Артикуляторно-акустическая дисграфия – неправильное произношение звуков речи, которое отражается на письме.( Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания (акустическая, кинестетическая, фонематическая). Этот вид дисграфии проявляется в заменах букв, обозначающих фонетически близкие звуки, в нарушении обозначения мягкости согласных на письме. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. нарушение следующих форм языкового анализа и синтеза: анализа слов, деления предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза. (пропуск гласных, согласных, добавления, перестановки…). Аграмматическая дислексия нарушение согласования и управления при чтении, (не правильно читают окончания, суффиксы, изменяют грамматические формы слова) Семантическая дислексия - механическое чтение (нарушение понимания прочитанного при технически правильном чтении, не может объединять слоги в единое слово, не узнаёт слово)
Логопедическое заключение с учётом пересечения двух классификаций Системное недоразвитие речи (тяжелое, среднее, легкой степени): нарушение всех компонентов речи. Данный диагноз подразумевает под собой вторичность речевого дефекта по отношению к первичному – нарушению познавательной деятельности, чем и отличается от ОНР. У ребенка со стойким недоразвитием познавательной деятельности (умственной отсталостью). Смешанная форма дисграфии. Смешанная форма дислексии.
Логопедическое заключение с учётом пересечения двух классификаций Нарушение темпа, ритма, плавности речи. У ребенка с заиканием логоневрозом тахилалией (ув. темпа речи) брадилалией (замедл. темпа речи) полтерн (спотыкание)
Оптическая дисграфия: недоразвитие зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений. Признаки незрелого навыка письма (трудности установления ассоциаций между звуком и буквой на начальном этапе письма) Мнестическая дислексия (трудности установления ассоциаций между звуком и буквой на начальном этапе чтения)
Логопедическое заключение с учётом пересечения двух классификаций Пример формулировки логопедического диагноза для ребенка дошкольного возраста: ОНР III у ребенка с дизартрией. Пример формулировки логопедического диагноза для ребенка дошкольного возраста: ОНР III у ребенка с дизартрией, артикуляторно- акустическая дисграфия, семантическая дислексия. Или Артикуляторно-акустическая дисграфия, семантическая дислексия, обусловленные ОНР III уровня у ребёнка с дизартрией
Важно: В процессе логопедической работы учитывать как уровень несформированности речи, нарушенные компоненты речи, так и механизмы, формы речевых нарушений Логопедическая диагностика должна идти от общего к частному: от выявления комплекса речевых симптомов к уточнению механизмов речевой патологии, к уточнению взаимодействия между речевой и неречевой симптоматикой, к определению структуры речевого дефекта
Вывод: Логопедическая диагностика, ставящая перед собой коррекционно-развивающие задачи, должна рассматриваться в рамках существующих в логопедии классификаций (психолого – педагогической и клинико-педагогической) Логопедическое заключение – с учётом пересечения этих двух классификаций.
Спасибо за внимание!