Методические рекомендации по логопедической диагностике Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Морткинская средняя общеобразовательная.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Что исправляет логопед. ОНР Общее недоразвитие речи (ОНР) различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой.
Advertisements

Неречевые симптомы Речевые симптомы Симптомы дисграфий Неточность слуховой диф-ции звуков Неправильное произношение звуков Нарушение различных форм языкового.
Количество учащихся начальных классов ГОУ СОШ 438 с различными видами речевых нарушений (по состоянию на январь 2009 года)
«Виды, причины и коррекция дисграфии» Центр психолого-педагогического сопровождения детей г.
Многоуровневое логопедическое заключение Волкова Г.А.
Логопедическое сопровождение «трудных» детей и подростков в ГОУ ст.Платнировская школа-интернат VIIIвида Краснодарского края Подготовила: учитель-логопед.
Значение уровня сформированности речевых навыков детей в школьном обучении Учитель-логопед ГБОУ СОШ 49 дошкольное отделение- структурное подразделение.
Виды дисграфии у младших школьников Выполнила студентка 442 группы Пирогова Елена.
Коррекция дислексических нарушений у младших школьников с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Речь детей нарушена как система.. Дети с ЗПР имеют все нарушения речи наблюдающиеся у детей с нормальным интеллектом.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 8 имени Бусыгина М.И.»» г. Усть-Илимска Иркутской области В.А.Мельникова.
Преемственность дошкольного и школьного обучения. Обучение в первом классе предполагает, что ребёнок в подготовительной группе познакомился с такими учебными.
1. Понятие «Нарушение речи» 2. Классификация нарушений речи 3. Характеристика лиц с нарушением речи 4. Организация и содержание коррекционной психологической.
Учитель-Логопед МОУ ЛИЦЕЙ 23 гор. Калининграда Назарова Галина Анатольевна.
ЦЕЛЬ: коррекция и профилактика речевых нарушений Задача 1. Комплексное обследование (логопед, психолог, учитель, врач) Задача 2. Организация коррекционных.
Принципы коррекционно- логопедической работы при устранении нарушений письменной речи Подготовила учитель-логопед МБОУ 168 г.о. Самара Кокарева Л.А.
Патопсихология процесса чтения Подготовила: Учитель-логопед МОУ «СШ 8» Барыкина С.А.
«Трудности при овладении чтением учащимися и пути их преодоления» Семинар-практикум для родителей.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад 5 комбинированного вида г. Горно-Алтайска Подготовили учителя - логопеды: Ловчикова Е.А.,
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Министерство образования Калининградской области Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального.
Транксрипт:

Методические рекомендации по логопедической диагностике Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Морткинская средняя общеобразовательная школа Учитель - логопед МБОУ Морткинской СОШ Мурашина О.Г.

Проблемы диагностики речевых расстройств Логопедические заключения по разному определяются и формулируются в различных регионах, городах, районах Различия в подходе к формулировке логопедических заключений московской и петербуржской логопедических школ Доминирование диагноза ОНР (общее недоразвитие речи) Подмена традиционных логопедических классификаций классификациями клиническими, медицинскими, слишком развёрнутыми и описательными, которые не ориентированы на решение практический задач коррекции нарушений речи

Традиционные классификации нарушений речи Психолого – педагогическая (аспект психолингвистический) Клинико – педагогическая (аспект клинический, патофизиологический (с учетом анализаторного принципа, характера нарушений языковой системы)

Психолого – педагогическая классификация Ориентирована на выявление речевой симптоматики Позволяет описать внешние симптомы недоразвития речи Позволяет выявить нарушенные компоненты речи (общее недоразвитие, фонетико – фонематическое недоразвитие речи и т.д.) Решает практические задачи комплектования логопедических групп Создаёт предпосылки для определения характера речевой патологии

Клинико – педагогическая классификация Строго не соотнесена с клиническими синдромами Акцентирует внимание на тех нарушениях, которые должны стать объектом логопедического воздействия В процессе постановки логопедического заключения необходимыми являются медицинские данные, клинические характеристики, которые позволяют уточнить тот или иной логопедический диагноз Клинические характеристики ориентированы на объяснение причин возникновения речевых расстройств, на лечение ребёнка, а не на систему коррекции, развития речи

Логопедическое заключение с учётом пересечения двух классификаций Устная речьПисьменная речь Психолого- педагогический диагноз Клинико- педагогический диагноз НПОЗ (нарушение произношения отдельных звуков): нарушены звукопроизношение, звуко-слоговая структура слова, просодика. У ребенка с дислалией дизартрией дизартрическим компонентом нарушением голоса ринолалией

Логопедическое заключение с учётом пересечения двух классификаций ФНР (Фонематическое недоразвитие речи): нарушены фонематическое восприятие/слуховая дифференциация звуков/, фонематический анализ и синтез, фонематические представления. Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания (акустическая, фонематическая). Этот вид дисграфии проявляется в заменах букв, обозначающих фонетически близкие звуки, в нарушении обозначения мягкости согласных на письме. Фонематическая дислексия – нарушение формирования фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза. Замены фонетически близких звуков при чтении, трудности усвоения букв

ФФНР (НПОЗ + ФНР) У ребенка с дислалией дизартрией дизартрическим компонентом нарушением голоса ринолалией Артикуляторно-акустическая дисграфия – неправильное произношение звуков речи, которое отражается на письме.(сопровождаются нарушением слухового внимания фонематических процессов – смешение букв, замены) Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания (акустическая, фонематическая). Этот вид дисграфии проявляется в заменах букв, обозначающих фонетически близкие звуки, в нарушении обозначения мягкости согласных на письме. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Механизмом этого вида дисграфии является нарушение следующих форм языкового анализа и синтеза: анализа слов, деления предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза. (пропуск гласных, согласных, добавления, перестановки…) Фонематическая дислексия – нарушение формирования фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза. Замены фонетически близких звуков при чтении, трудности усвоения букв,

Логопедическое заключение с учётом пересечения двух классификаций ЛГНР (лексико- грамматическое недоразвитие речи): ограничен словарный запас, нарушен грамматический строй речи) У ребенка с выходом из моторной алалии выходом из сенсорной алалии по типу ЗРР (задержка речевого развития) при ЗПР невыясненного патогенеза Семантическая дисграфия (аграмматическая) – этот вид проявляется в аграмматизмах на письме, обусловленных несформированностью лексико-грамматического построения речи Аграмматическая дислексия нарушение согласования и управления при чтении, (не правильно читают окончания, суффиксы, изменяют грамматические формы слова) Семантическая дислексия - механическое чтение (нарушение понимания прочитанного при технически правильном чтении, не может объединять слоги в единое слово, не узнаёт слово)

НВОНР (нерезко выраженное общее недоразвитие речи): нарушены почти все компоненты речи, некоторые могут быть сохранны; ОНР III (II, I уровня) (общее недоразвитие речи ): нарушены все компоненты речи) У ребенка с моторной алалией сенсорной алалией сенсомоторной алалией дизартрией дизартрическим компонентом по типу ЗРР (задержка речевого развития) при ЗПР невыясненного патогенеза Артикуляторно-акустическая дисграфия – неправильное произношение звуков речи, которое отражается на письме.( Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания (акустическая, кинестетическая, фонематическая). Этот вид дисграфии проявляется в заменах букв, обозначающих фонетически близкие звуки, в нарушении обозначения мягкости согласных на письме. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. нарушение следующих форм языкового анализа и синтеза: анализа слов, деления предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза. (пропуск гласных, согласных, добавления, перестановки…). Аграмматическая дислексия нарушение согласования и управления при чтении, (не правильно читают окончания, суффиксы, изменяют грамматические формы слова) Семантическая дислексия - механическое чтение (нарушение понимания прочитанного при технически правильном чтении, не может объединять слоги в единое слово, не узнаёт слово)

Логопедическое заключение с учётом пересечения двух классификаций Системное недоразвитие речи (тяжелое, среднее, легкой степени): нарушение всех компонентов речи. Данный диагноз подразумевает под собой вторичность речевого дефекта по отношению к первичному – нарушению познавательной деятельности, чем и отличается от ОНР. У ребенка со стойким недоразвитием познавательной деятельности (умственной отсталостью). Смешанная форма дисграфии. Смешанная форма дислексии.

Логопедическое заключение с учётом пересечения двух классификаций Нарушение темпа, ритма, плавности речи. У ребенка с заиканием логоневрозом тахилалией (ув. темпа речи) брадилалией (замедл. темпа речи) полтерн (спотыкание)

Оптическая дисграфия: недоразвитие зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений. Признаки незрелого навыка письма (трудности установления ассоциаций между звуком и буквой на начальном этапе письма) Мнестическая дислексия (трудности установления ассоциаций между звуком и буквой на начальном этапе чтения)

Логопедическое заключение с учётом пересечения двух классификаций Пример формулировки логопедического диагноза для ребенка дошкольного возраста: ОНР III у ребенка с дизартрией. Пример формулировки логопедического диагноза для ребенка дошкольного возраста: ОНР III у ребенка с дизартрией, артикуляторно- акустическая дисграфия, семантическая дислексия. Или Артикуляторно-акустическая дисграфия, семантическая дислексия, обусловленные ОНР III уровня у ребёнка с дизартрией

Важно: В процессе логопедической работы учитывать как уровень несформированности речи, нарушенные компоненты речи, так и механизмы, формы речевых нарушений Логопедическая диагностика должна идти от общего к частному: от выявления комплекса речевых симптомов к уточнению механизмов речевой патологии, к уточнению взаимодействия между речевой и неречевой симптоматикой, к определению структуры речевого дефекта

Вывод: Логопедическая диагностика, ставящая перед собой коррекционно-развивающие задачи, должна рассматриваться в рамках существующих в логопедии классификаций (психолого – педагогической и клинико-педагогической) Логопедическое заключение – с учётом пересечения этих двух классификаций.

Спасибо за внимание!