Развитие мотивационных факторов учебной деятельности как результат психолого- педагогического подхода к детям со сложной структурой дефекта
Крайне важно сохранить и поддерживать у детей, относящейся к этой категории, достаточно высокий уровень мотивации на протяжении всего школьного обучения.
Первоклассникам со сложной структурой дефекта, переступившим порог школы, нужны добрые и близкие отношения.
Маленький ребёнок принимает мир таким, каким он его видит. Помогите этому ребёнку! Любому ребёнку нужна вера в собственные силы и наша поддержка. Надежда на успех живёт в каждом из них.
Цель педагога – сотрудничать, помогать ребёнку овладевать доступными знаниями. Оказание своевременной психолого–педагогической помощи им является наиболее важным направлением.
Мотивация и обучение. Мотивы учения–это непременное условие эффективности организации учебного процесса. Ведущая роль–игровая, при которой формируются необыкновенные предпосылки для овладения учебной деятельностью в школе
Задача учителя заключается в том, чтобы сделать ситуацию успеха для каждого ребёнка достижимой! Этому способствует: 1. Среда (условия пребывания в школе). Ключевые понятия: класс, урок, учитель, комфорт.
2. Деятельность. Ключевые понятия: занимательная, интересная, творческая. Каждый урок (внеклассная деятельность) – маленькое открытие, где мотивация – это загадка, сюрприз, удивление ученика с целью обеспечения интереса к уроку и развитие любознательности; 3. Общение. Ключевые понятия: умение сотрудничать, взаимоотношения «учитель- ученик - учитель», «ученик–ученик», психологический климат в классе.
Ведущими принципами в обучении детей данной категории являются принцип интегрированного обучения и коррекционная направленность. «Сквозное обучение» пронизывает все темы программы, т.е. изучение определённой темы на всех предметах.
Успешность обучения зависит от умения применять учителем различные группы методов мотивации. Обязательными условиями проведения уроков с целью повышения мотивации являются:
изложение учебного материала (эмоциональное, выразительное, яркое); использование игровых методов преподавания (учебно- познавательные игры); смена видов деятельности; положительная оценка личностных достижений каждого обучающегося; создание внутреннего комфорта у ребёнка через ситуацию успеха; опора на ЗБР, индивидуальный и дифференцированный подход; сотрудничество, соучастие, сопереживание, понимание личности ребёнка; получение результата деятельности.
Таким образом, педагогическая формула в действии на всех этапах урока: «Учитель + ученик: понять, принять, помочь!».
Мотивация и супервизия. Процесс обучения и воспитания детей с тяжёлыми интеллектуальными нарушениями проходит с участием педагогического сообщества специалистов различного профиля: учителя-логопеды, дефектологи, психологи, воспитатели, музыкальные руководители, медицинские работники.
Таким образом, психолого-педагогический подход к проблеме формирования мотивации учения для детей данной категории заключается в следующем: ранняя диагностика развития, вовлечение родителей в работу по ранней коррекции развития детей, обучение родителей (консультативная помощь разных специалистов), вера в возможности ребёнка. Данный подход является одной из важных сторон гуманизации специального образования на современном этапе.
Мотивация и семья. Проблема повышения интереса к учению детей – результат тесного сотрудничества и взаимодействия педагогов и родителей. Пути повышения интереса к учению – это результат психолого- педагогического сопровождения детей со сложной структурой дефекта.
Следовательно, успешность – это приоритетная мотивации развития личности ребёнка. Системная работа в этом направлении позволила детям данной категории определить приоритеты саморазвития и сформировать устойчивую мотивацию устремления к успеху, к личностному достижению («карта активности» - портфолио и др.).
Когда взрослые и дети улыбаются друг другу – улыбается небо, солнце, улыбается Земля. Не теряйте никогда теплоту души и чуткость сердца!
Эти дети должны быть всегда УСПЕШНЫМИ!