МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ Гарифуллина Гузель Хамитовна МБОУ «Школа 134» Г. Казань
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ ЦЕЛИ: выявление взаимосвязи между школьными предметами и возможности реализации межпредметных связей на уроках биологии, учитывая их роль в современном обучении ЗАДАЧИ: проанализировать процесс использования межпредметных связей в школе; определить роль и место использования межпредметных связей на уроках биологии; разработать методические материалы, позволяющие показать значимость межпредметных связей на уроке биологии.
Виды и методы использования межпредметных связей Интегрированные уроки и внеклассные мероприятия Проектная деятельность учащихся Решение задач практического содержания Написание рефератов Театрализованные постановки
СВЯЗЬ БИОЛОГИИ И ФИЗИКИ Современное биологическое образование требует, чтобы уже в 6 классе при объяснении биологических явлений учитель использовал знания физических понятий и законов, которых у детей этого возраста нет. В результате, учителю биологии приходится самому объяснять физические процессы и явления. Это создаёт серьёзные трудности, но совершенно очевидно, что физическое обоснование биологических процессов мощный фактор формирования научного мировоззрения. Достаточный багаж физических знаний, на которые может опереться учитель биологии, появляется у школьников в тому моменту, когда они начинают изучать анатомию, физиологию и гигиену человека
Замороженные яблоки при оттаивании выделяют сладковатый сок. С чем это связано? 1) При замерзании вода расширяется, при этом нарушается целостность тканей, клеток, органоидов; 2) после оттаивания из вакуолей клеток вытекает клеточный сок, содержащий сахаристые вещества. Почему при взлете или посадке самолета пассажирам рекомендуют сосать леденцы? 1) быстрое изменение давления при взлёте или посадке самолёта вызывает неприятные ощущения в среднем ухе, где исходное давление на барабанную перепонку сохраняется дольше; 2) глотательные движения улучшают доступ воздуха к слуховой (евстахиевой) трубе, через которую давление в полости среднего уха выравнивается с давлением в окружающей среде.
СВЯЗЬ БИОЛОГИИ И ГЕОГРАФИИ При изучении над видовых уровней биологических систем физические и химические подходы к объяснению биологических явлений дополняются географическим подходом. Раздел «Биосфера» присутствует в курсе биологии 6, 9 и 11 класса и в курсе географии 6, 7 и 11 классов. Учитель биологии имеет возможность, опираясь на знания, полученные на уроках географии, рассмотреть более подробно вопросы геоботаники, географии растений и зоогеографии, которые очень полезны при изучении эволюционного учения в 11 классе. Большой интерес вызывают у детей интегрированные уроки, посвящённые растительному и животному миру материков и различных регионов России. По этим темам даже учащиеся 7–8 классов могут самостоятельно подготовить качественные презентации и стендовые доклады.
Родословная наследования гемофилии у телеутов Кемеровской области. В Кемеровской области в Беловском районе проживает коренное население – телеуты, у которых наблюдается гемофилия. Гемофилия прослеживается в пяти поколениях. Об этом свидетельствует родословная. Предполагают, что это вновь возникшая мутация, родоначальником которой был мужчина (либо его мать). Сейчас это заболевание широко распространилось в данной популяции. Если в мире в среднем от 6,6 до 18 больных приходится на мужчин, то у телеутов частота заболевания гемофилией 3 человека на 1000 мужчин, что превышает мировой уровень в сотни раз. Таким образом, можно говорить о высокой накопляемости гена гемофилии в популяции телеутов. Возникает серьёзная опасность для данной народности, поскольку численность её всего 3, 5тысячи человек.
СВЯЗЬ БИОЛОГИИ И ГУМАНИТАРНЫХ НАУК Интегрированный подход создаёт условия, способствующие личностному росту. Естественнонаучное образование должно формировать у школьников понимание жизни как величайшей ценности. Вместе с тем, естествознание приближается по стратегии исследования к гуманитарным дисциплинам, происходит гуманизация биологии и биологизация других наук. Гуманизация науки предполагает взгляд на человека как на высшую ценность.. С позиции современной биологической культуры человек и жизнь на Земле становятся единой универсальной ценностью. Интерес к уникальным особенностям каждого природного объекта роднит биологию с гуманитарными науками.
Родословная потомков английской королевы Виктории. Предполагают, что ген гемофилии возник в результате мутации у самой королевы Виктории или у одного из ее родителей.
Человек, которому в самом ближайшем будущем грозит прекращение насыщения кислородом его организма, доходит до того, что пытается зажать в руке высохший злачный стебель. (Утопающий хватается за соломинку ) Если особа женского пола покидает транспортное средство, то движущая сила транспорта испытывает определенные положительные эмоции (Баба с возу – кобыле легче)
В Лондоне памятник есть удивительный, Просто не знать о таком возмутительно! Памятник этот поставлен животному- Самому лучшему в мире охотнику, Самому доброму, самому милому, И грандиозному, ну и красивому. Так за величие и доброту Памятник этот поставлен…?
СВЯЗЬ БИОЛОГИИ И ХИМИИ
На стыке биологии и химии возникла наука биохимия, элементы которой дети изучают и на биологии, и на химии. Основной проблемой биохимии следует считать поиск ответа на вопрос, как взаимодействие молекул порождает жизнь, как произошёл переход от химической эволюции к биологической. Понятие о неорганических и органических веществах вводится ещё в 6 классе. В последующие годы на уроках биологии разбирается биологическая роль воды в связи с её физическими и химическими свойствами. На уроках химии и биологии 9 и 10 классах большое внимание уделяется белкам, липидам, углеводам, нуклеиновым кислотам.
Почему для удаления клеща, присосавшегося к телу человека, его надо смазать маслянистой жидкостью? 1) маслянистая жидкость закрывает отверстия трахей, которые являются органами дыхания клещей 2) клеши погибают от недостатка кислорода и легко удаляются. Почему летом при длительной жажде рекомендуется пить подсоленную воду? 1)летом у человека усиливается потоотделение; с потом из организма выводятся минеральные соли; подсоленная вода восстанавливает нормальный водно-солевой баланс между тканями и внутренней средой организма.
СВЯЗЬ МАТЕМАТИКИ И БИОЛОГИИ Биология широко использует математический аппарат при проведении тех или иных исследований. Например, при выполнении лабораторных и практических работ. Любое исследование предполагает статистическую обработку результатов: ранжирование, построение графиков и диаграмм, подсчёт среднего арифметического, среднеквадратичного отклонения, процентной доли, коэффициентов корреляции.
Золотое сечение (золотая пропорция, деление в крайнем и среднем отношении) деление величины (например, длины отрезка) на две части таким образом, при котором отношение большей части к меньшей равно отношению всей величины к её большей части. Или, если использовать вычисленную величину золотого сечения, это деление величины на две части 62 % и 38 % (процентные значения округлены). По законам золотого сечения построены тела бабочек, стрекоз и ящериц, этому же правилу подчиняется форма яиц птиц.
ПЕРСПЕКТИВЫ РАБОТЫ Продолжить использовать межпредметные связи на уроках биологии; Создать методические разработки тем, которые наиболее богаты межпредметными связями; Разработать различные интегрированные мероприятия (уроки, внеклассные мероприятия) и опробовать их на практике
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!