Человек в системе экономических отношений Обществознание 11 класс
План изучения нового материала Человек и отношения собственности Человек и труд Доходы и расходы
Экономическая наука выделяет в экономике человека- потребителя и человека- производителя. От чего зависит экономическое поведение человека? Влияют ли на него обычаи и традиции, уровень общественного производства, менталитет?
«Человек экономический» «Авантюрист» Появляется в условиях разложения строя Действует по принципу «не обманешь не продашь» Авантюрное предпринимательство (перекупщики, биржевые игроки и др) «Созидатель» Продукт капиталистического развития «идеальный» тип предпринимательства, ориентирован на созидание в интересах потребностей человека Прибыль основана на создании потребительской массы
Типы работника Труд средство существования Труд - долг Предпринимательство
Труд- получение дохода Заработная плата Доходы от собственности Банковский процент Дивиденты Выигрыши Земельная рента
Человек и собственность Общая собственность Первобытно- родовая государственнаяколлективнаясемейная
Собственность Частная собственность феодальнаярабовладельцевтрудящихся Частно- капиталистическая
Право собственности Это право владеть, пользоваться и распоряжаться определенным имуществом
Человек не имеющий возможности приобрести собственность, заинтересован в трудовой деятельности
Показатели отношения к труду Объективные Результаты работы Исполнительность Инициатива Дисциплина Условия труда Субъективные Ориентация на з/п Содержание труда Мотивы труда Преимущества работы Отношения с коллегами
Факторы, влияющие на формирование труда Социально- экономические (нормативно- правовые, условия труда, общественно- политические) Технико- организационные (средства труда, предметы труда, продукты труда, организация труда, организация управления) Естественно- природные (географические, биологические, геологические)
Формы заработной платы з/п Повременная (за время работы) Вознаграждения Сдельная (за количество произведенной продукции)
Производители и потребители производствообменпотреблениераспределение Производители – это люди, фирмы, предприятия, т.е. все те, кто изготавливает и продает нам товары и предоставляет услуги. Потребители – это люди, фирмы, предприятия, государство т.е. все те, кто приобретает и использует товары, заказывает работы и услуги. Рациональное поведение – это продуманное поведение, предполагающее сопоставление результатов действий с затратами.
Рациональное поведение потребителя Потребитель – тотально рациональное существо. Цель потребителя – извлечь максимальную полезность от потребления товаров и услуг.
Количество потребляемого товара зависит: от семейного бюджета; от цены; от ассортимента предлагаемых товаров и услуг; от потребностей человека; от качества товара
Общая полезность – это удовлетворение, которое человек получает от всех имеющихся у него благ определенного вида. Предельная полезность – это полезность, которую он получает от добавления еще 1 единицы получаемых благ. TU=m ax MU= 0 Закон убывающей предельной полезности гласит: «по мере увеличения количества потребляемого блага, полезность каждой дополнительной единицы будет падать»
Как сделать рациональную покупку? 1. Изучить рекламные объявления, ассортимент товара, где и по какой цене можно купить. 2. Выбрать специализированный магазин, где можно купить с максимальным гарантийным сроком. 3. Получить сведения о свойствах товара. 4. Покупать товар с бесплатной или доставкой и установкой. 5. Постгарантийное обслуживание. 6. Искать, где распродажи, скидки.
Источники дохода потребителя Источники доходов потребителя Заработная плата Банковский процент Земельная рентаДивиденды по акциям Наследство Лотерея ПенсияСтипендия
Опрос Пришлось ли Вам сократить Ваши расходы за последние шесть месяцев?
Опрос Расходы потребителей в России.
Рациональное поведение производителя: Цель производителя – получить как можно большую прибыль. Задачи производителя: снизить затраты на производство; экономить ресурсы; более экономичная комбинация ресурсов; внедрение новой техники; решать проблемы, что, как и для кого производить.
Домашнее задание: 1. Показать на примерах: что значит владеть, пользоваться, распоряжаться.
2. Классификация видов спроса по Х.Лейбенстайну Х.Лейбенстайн выделяет 3 типичных взаимных влияния потребителей друг на друга: 1.Эффект присоединения к большинству; 2.Эффект сноба; 3. Эффект Веблена. Задание: 1.Ознакомьтесь с характеристиками типов взаимного влияния по Лейбенстайну по гиперссылке. 2. Найдите в документе, что такое функциональный и нефункцио- нальный, спекулятивный и нерациональный спрос. Приведите примеры такого спроса.
3. Мотивы покупательского поведения Задание: 1. Ознакомьтесь с факторами, формирующими покупательское поведение на потребительском рынке (социальными, культурными, экономическими, психологическими) (по гиперссылке) (Таблица 8.1) 2. Выберите факторы, оказывающие преобладающее влияние на покупательское поведение молодёжи. Мотив – это нужда, ставшая настолько насущной, что вынуждает покупателя искать способы ее удовлетворения.
4. Парадокс воды и бриллиантов Проблемный вопрос: Почему вода, без которой невозможна жизнь, стоит дешево(или ничего не стоит), а бриллианты, являющиеся далеко не самым насущным благом, стоят очень дорого ? Опишите возможную ситуацию, когда предельная полезность воды выше, чем предельная полезность алмаза)