УЧИТЕЛЬ ХИМИИ И БИОЛОГИИ МКОУ СОШ С.П.П.ЗВЕЗДНЫЙ СТАРОВОЙТОВА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА Практическая работа 4 «Решение экспериментальных задач по органической химии» учебник Рудзитис, Фельдман
ПРОДОЛЖИТЬ ФОРМИРОВАТЬ УМЕНИЕ ПРИМЕНЯТЬ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ О ХИМИЧЕСКИХ СВОЙСТВАХ И КАЧЕСТВЕННЫХ РЕАКЦИЯХ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЗАДАЧ, НАБЛЮДАТЬ ЯВЛЕНИЯ, ОПИСЫВАТЬ ИХ И ДЕЛАТЬ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ. РАЗВИВАТЬ СПЕЦИАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ ОБРАЩЕНИЯ С ВЕЩЕСТВАМИ, УЧИТЬ ВЫПОЛНЯТЬ НЕСЛОЖНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ, СОБЛЮДАЯ ПРАВИЛА ТБ. СПОСОБСТВОВАТЬ ВОСПИТАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ, КАК ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. Цель работы:
Ход работы: 1. В 5 пробирках даны следующие вещества без надписей: Этанол Уксусная кислота Глюкоза Глицерин Этаналь Опытным путем определите каждое из выданных вам веществ. Напишите уравнения соответствующих реакций.
Разделим содержимое каждой пробирки на 2 части (соответственно у нас будет 10 пробирок, по 2 пробирки каждого вещества). Добавим в 5 пробирок карбонат натрия, там где будет выделяться газ - находится уксусная кислота: 2CH 3 COOH + Na 2 CO 3 2CH 3 COONa + CO 2 Отложим две пробирки с распознанным веществом.
Добавим в другие 4 пробирки свежеосажденный гидроксид меди (II), в двух из них происходит растворение гидроксида меди (II) и растворы приобретают светло-голубой цвет: 2C 6 H 12 O 6 + Cu(OH) 2 (C 6 H 11 O 6 ) 2 Cu + 2H 2 O Далее нагреем растворы: Там, где выпал желтый осадок, находилась глюкоза: 2(C 6 H 11 O 6 ) 2 Cu + H 2 O - t Cu 2 O + C 6 H 12 O 7 + 3C 6 H 12 O 6 Там, где окраска светло-голубого цвета не изменилась, находился глицерин.
Там, где началось растворение гидроксида меди (II) и образовался желтый осадок - находился этаналь: CH 3 CHO + 2Cu(OH) 2 - t CH 3 COOH + Cu 2 O + 2H 2 O Там, где началось растворение гидроксида меди (II) и образовался желтый осадок - находился этаналь: CH 3 CHO + 2Cu(OH) 2 - t CH 3 COOH + Cu 2 O + 2H 2 O Там, где не произошло вообще никаких изменений, находился этанол.
Осуществите практически следующие превращения: а) CaC 2 + 2H 2 O Ca(OH) 2 + C 2 H 2 C 2 H 2 + 2Br 2 C 2 H 2 Br 4 2C 2 H 2 + 5O 2 - t 4CO 2 + 2H 2 O б) C 2 H 5 OH + CuO - t CH 3 CHO + Cu + H 2 O C 2 H 5 OH + 3O 2 - t 2CO 2 + 3H 2 O
а) C 2 H 5 OH - t, H2SO4(конц.) C 2 H 4 + H 2 O C 2 H 4 + 3O 2 - t 2CO 2 + 2H 2 O 3C 2 H 4 + 2KMnO 4 + 4H 2 O 3C 2 H 4 (OH) 2 + 2MnO 2 + 2KOH б) CH 3 COOH + C 3 H 7 OH - t, H2SO4(конц.) CH 3 COOC 3 H 7 + H 2 O 2CH 3 COOC 3 H O 2 - t 10CO H 2 O а) C 2 H 5 OH - t, H2SO4(конц.) C 2 H 4 + H 2 O C 2 H 4 + 3O 2 - t 2CO 2 + 2H 2 O 3C 2 H 4 + 2KMnO 4 + 4H 2 O 3C 2 H 4 (OH) 2 + 2MnO 2 + 2KOH б) CH 3 COOH + C 3 H 7 OH - t, H2SO4(конц.) CH 3 COOC 3 H 7 + H 2 O 2CH 3 COOC 3 H O 2 - t 10CO H 2 O
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 1.Браунгарт М., Алексеева Л. А. Как защитить себя от опасных веществ в быту? М.: Издательство МГУ, с., ил. 2.Габриелян О. С., Лысова Г. Г. Химия. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. 8-е издание, стереотип. М.: Дрофа, с., ил. 3.Габриелян О. С., Лысова Г. Г. Химия. 11 класс. Настольная книга учителя. М.: Дрофа, с., ил. 4.Назаренко В. М. Химия и экология в школьном курсе. Газета `Химия`, 21, с. 5.Сажнева Т. В. Экологическая оценка окружающей среды. Практикум. РО ИПК и ПРО, с. 6.Хомченко Г. П. Пособие по химии для поступающих в ВУЗы. 5-е издание, исправленное и дополненное. М.: Новая Волна, с., ил. 7.Интернет-ресурсы.