Самообразование – важное условие профессионального роста педагога
Мотивы, побуждающие педагога к самообразованию : Ежедневная работа с информацией. Желание творчества. Стремительный рост современной науки. Изменения, происходящие в жизни общества. Конкуренция. Общественное мнение. Материальное стимулирование. Интерес.
Источники самообразования: Телевидение Газеты, журналы Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.) Интернет Видео, аудио информация на различных носителях Платные курсы Семинары и конференции Мастер-классы Мероприятия по обмену опытом Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты Курсы повышения квалификации
I. Выбор направления для самообразования. Только вы можете знать, в каком направлении необходимо самообразовываться. Мы можем лишь посоветовать вам провести элементарную самодиагностику.
II. Как правильно сформулировать тему: 1.Формулировка от указания на исследуемый процесс и на условия, в которых он изучается по схеме: Изучаемый процессПредмет исследованияУсловия Изучение Исследование Развитие Формирование Становление Воспитание Анализ Разработка Организация Влияние и т.п. Познавательные способности Познавательная активность Умения что-то делать Личностные качества Любознательность Самостоятельность Наблюдательность и т.п. На музыкальных занятиях На экскурсиях в природу В процессе изучения чего-либо В процессе знакомства с чем – либо В игровой деятельности и т.п.
ІІІ. Определение актуальности и новизны исследования Ответьте на вопрос: почему данную проблему нужно изучать сегодня, на сколько она важна и значима для практики обучения и воспитания дошкольников? Актуальность заключается в объяснении теоретической направленности, который будет достигнут в результате выполнения работы. Новизна может заключаться в новом решении вопросов, затрагивать региональные особенности.
IV.Формулирование цели исследования Цель – это то, что необходимо получить или показать в результате работы, это представление об общем результате работы. V. Формулирование задач исследования o Ответьте на вопрос, что нужно сделать, чтобы подтвердить предположение
Схема формулирования задач Содержание деятельности исследования Частичный предмет деятельности Изучить, исследовать, проанализировать, рассмотреть, обосновать, объяснить, разработать, экспериментально проверить, доказать, апробировать и т.п. Условия, факторы, подходы, роль, значение, место, средства, возможности, целесообразность, приемы, технологии, рекомендации и т.п.
Форма завершения самообразования может быть представлена: Консультация для педагогов по теме самообразования; Выступление на заседании совета педагогов; Проведение открытого просмотра; Выступление по итогам работы и обмену опытом; Составление картотеки по проблеме; Изготовление игр и пособий; Советы и рекомендации по проведению воспитательно-образовательной работы; Составление перспективного плана работы с детьми; Организация выставки работ детей или педагога по теме самообразования; Творческий отчет Оформление передового педагогического опыта. Публикация Дидактический материал с обоснованием и описанием