УЗНАЕМ! ОТКРОЕМ! НАУЧИМСЯ! Телекоммуникационный проект "О, ФИННОУГОРИЯ! Самоцветье многоликое племён..." МКОУ «Воскресенская СОШ» Команда 3б класса «СЛЕДОПЫТЫ»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Что нам стоит дом построить? Голодок Алёна Алексеевна учитель начальных классов МКОУ СОШ 9 Г.Тавда.
Advertisements

Жилище древних славян Учитель начальных классов МОУ «СОШ 6» г. Корсаков Глоба С.Н.
Выполнили ученицы 5 класса МОУ Борковской СОШ Сверчкова Мария, Шемякина Александра.
Единство конструкций и декора в народном жилище 5 класс Подготовила Учитель изобразительного искусства Кузнецова Е.С.
Русская печь Печной угол Стол Красный угол По укладу жизни изба для крестьянина была центром, от которого зависело его счастье. Убранство избы Изба для.
Особенности оформления русской избы Глеб Горбачев – 6 лет Мама Татьяна Анатольевна Детский сад 51.
Как жили люди на Руси Цыгикало Наталья Васильевна МОУ «Гимназия 2 г. Тосно»
Старинные меры длины Выполнила учащаяся 5 класса МОУ «Эльбарусовская СОШ» Мариинско – Посадского района Чувашской Республики Руководитель : учитель математики.
Работа ученика 4 класса «А» Залуцкого Данилы И. М. Львов. Гуляние на святках.
Русская изба Выполнила Вишнякова Юлия 8Б класс МОУ гимназия г.Арзамас.
Работа ученика 4 класса «А» Залуцкого Данилы И. М. Львов. Гуляние на святках. Prezentacii.com.
« Медвежьи игрища » Авторы : Рандымова П., Кантерова В., Канева А., ученицы 6 кл. СОШ с. Казым Руководитель : Шевелева М. М. Казым г.
Жилище древних славян.. Веря в целебную силу воды, славяне всегда старались селиться около рек. Они строили небольшие деревянные дома с островерхими крышами.
Мой дом с мезонином Шенгелия Эльвира 4 класс Харовский район д. Арзубиха 2013 год.
Китайская свадьба. В Китае свадьба – это «красный» праздник, потому что центральным цветом китайской свадьбы является именно красный цвет. Красного цвета.
Тема:«Особенности строительства крестьянской избы» Автор: Сафонов Дмитрий, учащийся 8 «Б» класса, МКОУ Шатровская СОШ.
Приметы на Ивана Купала. Ивана Купала или Иванов день народный праздник, отмечаемый 7-го Июля. По традиции, на Ивана Купалу, парни и девушки проводят.
Русская изба вв.. Цели : Узнать о русской избе вв. Задачи : Рассказать всё о избе вв.
МОУ Судиславская средняя общеобразовательная школа.
В ИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ ПО ПОДВОРЬЮ ЖИТЕЛЕЙ К АРЕЛИИ Выполнили ученицы 7 «А» класса Рунова А. Шаврук О.
Транксрипт:

УЗНАЕМ! ОТКРОЕМ! НАУЧИМСЯ! Телекоммуникационный проект "О, ФИННОУГОРИЯ! Самоцветье многоликое племён..." МКОУ «Воскресенская СОШ» Команда 3б класса «СЛЕДОПЫТЫ»

Экскурсия по финно-угорскому подворью Строгая регламентация действия по возведению дома начиналась с самого первого этапа: заготовки леса, выбора места для застройки и определения времени, благоприятного для начала строительства. Считалось, что далеко не каждое дерево было пригодно для изготовления бревен для сруба.

Бревно из неправильно выбранного дерева могло принести дому несчастье. Поэтому для выбора деревьев на бревна, или же для осмотра уже подготовленных бревен приглашались "знающие" старики. Во многих местах, особенно у коми-пермяков, эти знатоки считались колдунами - "тцдысь". Существовало много рассказов о том, что в доме случилось несчастье, или же он сгорел из-за того, что хозяин дома не послушался колдуна и использовал при строительстве опасное бревно

К рубке сруба для дома приступали в марте месяце. Выбор первого месяца календарной весны для начала строительства дома был связан с идеей общего пробуждения, возрождения природы, с началом активного солнечного периода. Кроме того, в марте (со дня весеннего равноденствия) у древних коми начинался новый год. Оба эти события в народном мировоззрении сопоставлялись с актом космогенеза. Рубили сруб обычно плотники-профессионалы, но первый удар по бревну обязательно наносил будущий хозяин дома. При этом он подбирал щепку и тщательно хранил ее до установки на фундамент первого венца, тогда ее подкладывали под него в красном углу

После того, как сруб был готов, приступали к выбору места для строительства дома. Благоприятным считалось место, где уже был когда-то дом: подразумевалась помощь предков. Если выбиралось новое место, то кто-то должен был остаться жить на старом. Непригодным для новой застройки признавалось пепелище от сгоревшего дома. Выбором места для дома занимались "знающие" люди, т.е. колдуны

Наиболее популярным было гадание с помощью муравьев. Их вместе с мусором из муравейника помещали в берестяную коробочку и оставляли ее на ночь на месте, намеченном для строительства дома. Считалось, что при удачном выборе места, муравьи оставались в коробочке, а к положенному в нее мусору добавляли еще нового. Если же муравьи покидали коробочку и уносили с собой имеющийся в ней мусор, место признавалось категорически непригодным для строительства

После выбора места под дом опять же с помощью гадания определялось, где должен быть у него передний угол. Для этой цели по всем четырем углам места, выбранного для постройки, втыкались колья, после чего хозяин дома вставал в центре площади между ними и бросал через голову вверх маленький круглый хлебец. К какому колу ближе падал хлебец, там и определялось место для переднего угла. Поскольку гадание проводилось трижды, у хозяина были возможности для маневра. После выбора места хозяин дома приносил в скатерти рыбный пирог и бутылку водки и клал их на месте переднего угла. Затем, помолясь Богу, он угощал водкой и рыбником всех присутствовавших при гадании по выбору места.

Особенно важным событием считалось установление на фундамент первого венца. У коми-зырян хозяин дома перед его установкой для обеспечения благополучия жизни в возводимой постройке подкладывал под него в переднем углу монету, крыло рябчика или дикой утки; в соседнем углу - осиное гнездо или клок шерсти; под красный угол - первую щепку, сохраняемую хозяином с начала рубки сруба; под место порога - горсть муки.

Следующий этап, целью которого было обеспечение благополучия дома "сверху", начинался с торжественного подъема матицы. Для этого события опять же готовилось обильное угощение. У коми-пермяков обрядовая трапеза устраивалась либо перед подъемом матицы, либо уже после ее установки. В первом случае на полу строящегося дома, как и при установке оклада, стелилась овчина, а на ней раскладывалось угощение. Все участвующие в строительстве сытно обедали. После этого хозяин дома поднимался на верх сруба и укладывал в маточные гнезда разноцветную овечью шерсть и несколько медных монет, опять же для обеспечения благополучия дома в будущем.

Окна дома непременно должны были выходить на солнечную сторону :на усход» и на поудзень», т. е. на восток и на юг. Окна и двери считались своего рода «воротами» в мир человека, и поэтому защите этих «входов» всегда уделялось особое внимание. Обязательным атрибутом окна или двери был наличник. Считалось, что через закрытые ставни нечистая сила не сможет попасть в дом, поэтому в темное время суток их чаще всего запирали.

Переход в новый дом совершался обязательно ночью, близ полуночи. К этому времени все жильцы старого дома вставали, одевались в повседневные платья, старшая хозяйка накрывала скатертью стол, ставила на него хлеб и соль, а старший хозяин зажигал перед иконами свечу. Все молились Богу, после чего хозяин, взяв с божницы икону и положив ее за пазуху, подходил к голбцу, открывал дверь в подполье и приглашал к переходу в новый дом домового.