Выполнила : учитель русского языка и литературы Ширяева М. В год МОУ Мотызлейская средняя общеобразовательная школа
Знать определения изучаемых лексических понятий. Уметь отграничивать изучаемые явления друг от друга в наиболее прозрачных случаях. Научиться пользоваться основными из них в собственной речи. Научиться пользоваться толковым словарем.
Лексикология, являясь одним из разделов науки о языке, рассматривает слово как элемент словарной системы русской речи. « В лексикологии, - пишет Н. М. Шанский, - слова изучаются с точки зрения : 1. их смыслового значения, 2. места в общей системе лексики, 3. происхождения, 4. употребляемости, 5. сферы применения в процессе общения, 6. экспрессивно - стилистического характера.»
Материал по данному разделу расположен с учетом возрастных возможностей учащихся, с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности. В соответствии с этим в современной школе сложились следующие этапы изучения лексики : начальный (1-4 классы ), специальный (5-6- классы ), повторительный (7-9 классы ). В пятом классе учащиеся с удовольствием изучают новые слова, определения терминов, занимаются словотворчеством. Чтобы им было интересно на занятиях, необходимо проводить занимательные игры.
Познавательные цели работы по лексике предполагают формирование у школьников научного мировоззрения, вооружения их основами знаний о лексике русского языка, развитие у учащихся языкового эстетического идеала. Изучение лексики показывает богатство словарного запаса русского языка. В результате изучения лексики дети должны уметь : толковать лексические значение известных слов ; в несложных случаях подбирать к слову синонимы, антонимы ; находить в тексте слова с переносным значением, синонимы, антонимы ; употреблять в необходимых случаях в собственной речи изученные синонимические ряды слов, антонимы, слова с переносным значением ; пользоваться толковыми словарями разных типов.
Основу школьного курса лексики составляют лексические понятия в современной лексикологии. Помимо лексических понятий, в школьный курс лексики включены лексикографические понятия : « толковый словарь », « словарная статья ». В методике лексики, как и в других разделах методики русского языка, используются общедидактические принципы ( наглядность, сознательность и активность, доступность и посильность, систематичность и последовательность, прочность, связь теории и практики, научность ) и специальные принципы.
При изучении лексикологических понятий используются те же познавательные методы, которые применяются в методике русского языка в других её разделах : слово учителя, самостоятельный анализ учащимися теоретического материала, беседа, самостоятельный анализ материала для наблюдения. Для изучения лексики в современной школе используются следующие средства изучения : учебник, таблицы и раздаточный материал, карточки, диафильмы и диапозитивы, толковые словари разных видов, дидактические игры.
Лексическое значение слова – это его смысл, то что обозначает слово. Например, берёза – лиственное дерево с белой корой. Окружающий нас мир многообразен, каждая его « частичка » имеет свое название, своё слово. Есть особые книги, в которых собраны все слова и в которых разъясняются их лексические значения. Эти книги называются толковыми словарями.
Лексика Однозначные и многозначные слова Прямое и переносное значение слов ОмонимыСинонимыАнтонимы
Однозначные слова обозначают только один предмет, один признак, одно действие : гантель, грач, кувшин, олень, мальчик. Многозначные слова имеют несколько лексических значений : земля – планета, суша, край, почва, участок ; свежий – свежая газета – « только что напечатанная », свежее молоко – « только что подоённое, свежий хлеб – « только что испечённый », свежий фильм – « только что вышедший на экраны кинотеатров ».
Перенос значения слова происходит на основе сходства предметов в чем - либо. Если какие - то предметы и явления похожи, они нередко получают одно и то же название. Слова, использованные в переносном значении, обогащают наш язык, помогают сделать нашу речь образной, яркой и выразительной.
Пути переноса значения По форме: кольцо на пальце – кольцо дыма По функции: крыло птицы – крыло самолёта По расположению к чему-либо: нос животного – нос лодки По впечатлению: злой человек – злой ветер По оценке: ясный день – ясная речь По цвету : золотой браслет – золотой берег
Замени в словосочетании главное слово так, чтобы зависимое слово стало употребляться в переносном значении. Железный гвоздь, румяная девочка, глухая собака, спящая красавица, сладкий пирог, золотые часы, черная шаль, кудрявый малыш.
Омонимы не имеют ничего общего в значении. Они пишутся одинаково, звучат одинаково, но каждое слово означает совершенно различные предметы или понятия. Омонимы используются для создания художественного образа, каламбуров и шуток.
Каким ключом нельзя отвернуть гайку ? Какую соль не кладут в суп ? Из каких ноготков нельзя собрать букет ? Из какого крана не льется вода ? Какой журавль никогда не летает ? Какая гусеница не годится для танка ? Какой кистью не выкрасишь стену ? Какой лопаткой не вскопаешь грядку ?
Синонимы – слова одной и той же части речи, по - разному звучащие, но одинаковые или очень близкие по смыслу. Метель – буря – вьюга – пурга – буран. Нечаянно – неожиданно – случайно – вдруг. Безграничный – беспредельный – бесконечный – необъятный.
Спеши – не спеши, а поторапливайся. Приятелей много, а друга нет. Переливает из пустого в порожнее. Попал из огня да в полымя.
Антонимы – слова одной и той же части речи с противоположным значением. Имена существительные : труд – лень, враг – друг, горе – счастье, жара – холод. Имена прилагательные : новый – старый, длинный – короткий, здоровый – больной, легкий – тяжелый. Глаголы : поднимать – опускать, прибавить – отнять, радоваться - грустить, Наречия : далеко – близко, здесь – там, всегда – никогда, вверх – вниз. Антонимы часто используются в образной речи для создания контрастов и противопоставлений.
Ручейку говорила река : - Ты узок, а я …. Ты мелок, а я … ! Об одном позабыла река – Что она началась с ….