Ценностные ориентации российской молодежи ЦИРКОН, 2006 г. Стр. 1 Исследовательская группа ЦИРКОН Ценностные ориентации российской молодежи: идеологические декларации Презентация выступления на Круглом столе «Чувство настоящего», Институт Гете, Фрагменты аналитического отчета по результатам социологического исследования Стр. 1
Ценностные ориентации российской молодежи ЦИРКОН, 2006 г. Стр. 2 Краткая характеристика исследования Настоящая презентация подготовлена по результатам двух волн социологического исследования «Российская молодежь: потенциал политической мобилизации», проведенного Исследовательской группой ЦИРКОН в июне-июле 2005 г. и марте-апреле 2006 г. Объектом исследования являлись россияне в возрасте от 16 до 24 лет. Методической основной исследования стал всероссийский опрос молодежи по репрезентативной общероссийской выборке. Общий объем выборочной совокупности составил 1866 респондентов в первой волне и 2856 респондентов во второй волне. Одной из задач исследования являлось изучение ценностных ориентаций и приоритетов российской молодежи (на уровне деклараций). Далее приведены основные результаты опроса, касающиеся этой задачи. В исследовании декларируемые ценностные ориентации молодежи рассматривалась в двух вариантах: в виде эмоциональной реакции на некоторые понятия и в виде рационального выбора между суждениями.
Ценностные ориентации российской молодежи ЦИРКОН, 2006 г. Стр. 3 Жизненные приоритеты Какие сферы жизни для вас важны в наибольшей и в наименьшей степени?
Ценностные ориентации российской молодежи ЦИРКОН, 2006 г. Стр. 4 Жизненные приоритеты Июль 2005 г.Март 2006 г. Учеба, образование6869 Семья, дети, дом6567 Работа, дело5657 Карьера, продвижение по службе2733 Досуг, развлечения, туризм1816 Физическая культура, спорт1113 Религия, вера45 Политика, общественная деятельность34 Затрудняюсь ответить31 Ничего из перечисленного10 Молодежь летНаселение в целом Июль 2005Март 2006Октябрь 2005 Интересуюсь Не интересуюсь Затрудняюсь ответить 12 1 Интересуетесь ли вы политикой? Какие сферы жизни для вас важны в наибольшей степени?
Ценностные ориентации российской молодежи ЦИРКОН, 2006 г. Стр. 5 Эмоциональная оценка понятий-ценностей Какие из этих слов (понятий) вызывают у Вас скорее положительные чувства, какие – скорее отрицательные, а какие – нейтральные?»
Ценностные ориентации российской молодежи ЦИРКОН, 2006 г. Стр. 6 Эмоциональная оценка понятий-ценностей Какие из этих слов (понятий) вызывают у Вас скорее положительные чувства, какие – скорее отрицательные, а какие – нейтральные?»
Ценностные ориентации российской молодежи ЦИРКОН, 2006 г. Стр. 7 Эмоциональная оценка понятий-ценностей
Ценностные ориентации российской молодежи ЦИРКОН, 2006 г. Стр. 8 С каким суждением из каждой пары Вы согласны в большей степени? Рациональная оценка понятий-ценностей
Ценностные ориентации российской молодежи ЦИРКОН, 2006 г. Стр. 9 С каким суждением из каждой пары Вы согласны в большей степени? Рациональная оценка понятий-ценностей
Ценностные ориентации российской молодежи ЦИРКОН, 2006 г. Стр. 10 С каким суждением из каждой пары Вы согласны в большей степени? Рациональная оценка понятий-ценностей
Ценностные ориентации российской молодежи ЦИРКОН, 2006 г. Стр. 11 С каким суждением из каждой пары Вы согласны в большей степени? Рациональная оценка понятий-ценностей
Ценностные ориентации российской молодежи ЦИРКОН, 2006 г. Стр. 12 С каким суждением из каждой пары Вы согласны в большей степени? Рациональная оценка понятий-ценностей
Ценностные ориентации российской молодежи ЦИРКОН, 2006 г. Стр. 13 С каким суждением из каждой пары Вы согласны в большей степени? Рациональная оценка понятий-ценностей
Ценностные ориентации российской молодежи ЦИРКОН, 2006 г. Стр. 14 Политическая активность
Ценностные ориентации российской молодежи ЦИРКОН, 2006 г. Стр. 15 Основные выводы 1. С точки зрения жизненных ценностей и приоритетов молодежь России демонстрирует мировосприятие, присущее стабильному (в чем-то даже консервативному) обществу. Молодые россияне, несомненно, государственники и патриоты, причем даже чаще, чем их взрослые сограждане. 2. Четкая социально-демографическая локализация молодежных групп разной ценностной ориентации пока невозможна. Похоже, что основными факторами формирования ценностных ориентаций являются в большей степени не социальные, а культурные факторы (воспитание, межпоколенческие отношения, тип образования, информационные предпочтения, культурные стереотипы и т.п.).
Ценностные ориентации российской молодежи ЦИРКОН, 2006 г. Стр. 16 Основные выводы 3. Исследование еще раз подтвердило невысокую социальную и политическую активность российской молодежи. Но при этом свое неучастие в политической жизни молодежь не рассматривает как «проблему». Угроза активного массового участия российской молодежи в политических акциях типа «оранжевых революций» сильно преувеличена. 4. Пока у молодых россиян присутствует вполне оправданная в их глазах ориентация на неполитическую реализацию в работе (деле) и семье. «Закупорки» каналов социальной мобильности, когда под вопросом оказываются перспективы социального роста (социальной реализации), не наблюдается.
Ценностные ориентации российской молодежи ЦИРКОН, 2006 г. Стр. 17 Дополнительная информация Более подробная информация о результатах исследования может быть получена в Исследовательской группе ЦИРКОН Тел ,