КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КОНЪЮНКТУРА МИРОВОГО РЫНКА И МИРОВЫЕ ЦЕНЫ ДАВТЯН М.А.
ВОПРОСЫ 1. Структура мирового рынка. 2. Конъюнктура мирового рынка. Основные конъюнктурообразующие факторы. 3. Длинные «кондратьевские» волны мировой конъюнктуры. 4. Источники информации о мировой конъюнктуре. 5. Ценообразование в международной торговле. Факторы формирования цены. 6. Мировые цены и их характеристика. 7. Базисные условия поставки – INCOTERMS.
МИРОВОЙ РЫНОК Мировой рынок система устойчивых хозяйственных, товарно-денежных отношений между странами, связанными между собой участием в международном разделении труда. Мировой рынок синтетическое понятие, объединяющее рынки всех стран мира в единое целое. Общемировое единство рынков товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, а также информации. Субъекты: Государства Отдельные организации и предприятия Частные лица
Структура мирового рынка. - ВНУТРЕННИЙ РЫНОК; - НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК; - МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНОК; - МИРОВОЙ РЫНОК;
Конъюнктура мирового рынка. Конъюнктура- конкретное состояние на данном рынке в определенных временных, географических и иных рамках, складывающихся под воздействием ряда конъюнктурообразующих факторов. Основные конъюнктурообразующие факторы. 1. Общеэкономическая конъюнктура 2. Конъюнктура отдельных сегментов МР и отраслевая конъюнктура; 3. Конъюнктура рынков отдельных товаров и услуг; 4. Временные критерии конъюнктуры – текущая, кратко- среднесрочная и долгосрочная конъюнктура; 5. Экономические, политические, научно-технические, социальные и др. Эти факторы в свою очередь делятся на: постоянные и переменные, циклические и нециклические, стимулирующие и тормозящие и др.
Длинные «кондратьевские» волны мировой конъюнктуры. 1.В рамках трансформации мирового хозяйства существует взаимозависимость между «вековым циклом» (108-летний) и К-волны (42 года) Н.Д.Кондратьева ( ), в основе которого лежит комплекс трех типов факторов (инновации - крупные научно- технические открытия, появление принципиально новых продуктов, которые порождают»волну» конъюнктуры на лет до исчерпания научно-технических преимуществ данного продукта); процесс накопления капитала и соответственно его мобильность и динамика факторов производства). Большой цикл конъюнктуры, по Кондратьеву, - это действительный экономический цикл, т.е. охватывает все стороны воспроизводственного процесса. 2. «Цикл жизни» продукта. 3. Влияние теневой экономики.
Источники информации о мировой конъюнктуре. 1.Статистические публикации ООН; 2.Статистические публикации ЮНКТАД; 3.Статистические публикации ВТО; 4.Статистические публикации ФАО; 5.Статистические публикации МВФ, МБРР; 6.Статистические публикации ОЭСР и др.
Мировые цены и их характеристика. Факторы формирования цены. 1.ЦЕНА-ДЕНЕЖНОЕ ВЫРОЖЕНИЕ СТОИМОСТИ. 2.ЦЕНА- ОБРАЗОВАВШАЯСЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ ДЕЙСТВИЯ МНОЖЕСТВА ФАКТОРОВ, ДЕНЕЖНАЯ СУММА, КОТОРУЮ ЖЕЛАЕТ ПОЛУЧИТЬ ПРОДАВЕЦ, РЕАЛИЗУЯ СВОЙ ТОВАР, И КОТОРУЮ ГОТОВ ЗАПЛАТИТЬ ЗА ДАННЫЙ ТОВАР ПОКУПАТЕЛЬ. 3.ЦЕНЫ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ – БОЛЕЕ МНОГОФАКТОРНОЕ ПОНЯТИЕ, ЧЕМ ЦЕНЫ ВО ВНУТРЕННЕЙ ТОРГОВЛЕ. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ: - ОБЩЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ ( УНИВЕРСАЛЬНЫЕ); - КОНКРЕТНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ (ПО ДАННОЙ ПРОДУКЦИИ); - СПЕЦИФИЧЕСКИЕ (СЕЗОННОСТЬ, КОМПЛЕКТНОСТЬ ИТД.); - СПЕЦИАЛЬНЫЕ (ФОРМЫ ГОС. РЕГУЛИРОВАНИЯ); - ВНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ (ПОЛИТИЧЕСКИЕ, ВОЕННЫЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ). 4. СПЕЦИФИКА ЦЕНООБРОЗОВАНИЯ НА РАЗЛИЧНЫХ ТИПАХ МИРОВЫХ РЫНКОВ. (ПО СТЕПЕНИ СВОБОДЫ КОНКУРЕНЦИИ) - РЫНОК СОВЕРШЕННОЙ (СВОБОДНОЙ) КОНКУРЕНЦИИ; - РЫНОК «ЧИСТОЙ» МОНОПОЛИИ («ДЕ БИРС»; -РЫНОК МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ; -ОЛИГОПОЛЬНЫЙ РЫНОК (ОПЕК). 5. ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВА НА ЦЕНЫ В МИРОВОЙ ТОРГОВЛЕ (ТАРИФЫ,СУБСИДИИ, ФИНАНСИРОВАНИЕ НИОКР,ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ, КВОТЫ, АНТИДЕМПИНГОВЫЕ МЕРЫ И НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ).
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ЦЕН 1.КОНТРАКТНЫЕ ЦЕНЫ (ТВЕРДАЯ ФИКСИРОВАННАЯ ЦЕНА, ФИКСИРОВАННАЯ ЦЕНА С ВОЗМОЖНОСТЬЮ ПОСЛЕДУЮЩЕЙ КОРРЕКТИРОВКИ, ЦЕНА С ПОСЛЕДУЮЩЕЙ ФИКСАЦИЕЙ, И СКОЛЬЗЯЩАЯ ЦЕНА И СМЕШАННАЯ ЦЕНА). КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА. 2.СКИДКИ (КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ, БОНУСНЫЕ ПОСТОЯННЫМ КЛИЕНТАМ, «СКОНТО» ПО НАЛИЧНЫМ ДЕНЬГАМ ИЛИ ЗА ПРЕДОПЛАТУ), ДИЛЛЕРСКИЕ СКИДКИ, ВРЕМЕННЫЕ СКИДКИ, СПЕЦИАЛЬНЫЕ СКИДКИ ЗА ОСОБЫЕ ОТНОШЕНИЯ, И ЗАКРЫТЫЕ СКИДКИ ПО ВНУТРИФИРМЕННЫМ ТРАНСФЕРТАМ. 3.СПРАВОЧНЫЕ ЦЕНЫ ( В ИЗДАНИЯХ, БЮЛЛЕТЕНЯХ И ИНТЕРНЕТ ИНФОРМАЦИЯ). 4.БИРЖЕВЫЕ ЦЕНЫ (КОТИРОВКИ). 5.ЦЕНЫ АУКЦИОНОВ (ПУШНИНА, ЧАЙ, ЦВЕТЫ, ПРДМЕТЫ ИСКУССТВА И Т. Д.). 6.СТАТИСТИЧЕСКИЕ ЦЕНЫ – УСРЕДНЕННЫЕ ЦЕНЫ, ПУБЛИКУЕМЫЕ В РАЗЛИЧНЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ И МЕЖЛУНАРОДНЫХ СПРАВОЧНИКАХ.
Базисные условия поставки – INCOTERMS. 1. МИРОВЫЕ ЦЕНЫ – ЦЕНЫ КРУПНОМАСШТАБНЫХ ЭКСПОРТНО- ИМПОРТНЫХ СДЕЛОК, ЗАКЛЮЧЕННЫХ НА МИРОВЫХ РЫНКХ, ВОСНОВНЫХ ЦЕНТРАХАХ МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ. Внешнеторговые цены – цены конкретных международных договоров купли-продажи. Мировые цены – средние за краткосрочный период времени цены внешнеторговых договоров крупных компаний. 2. Факторы ценооброзования; общеэкономические, специфические, специальные, внеэкономические; 3. INCOTERMS – International Commercial Terms – г.) - international terms for interpretation of trade terms (Правила толкования торговых терминов Международной Торговой Палаты (International Chamber Commerce). ГЛАВНАЯ ФУНКЦИЯ ПАЛАТЫ –ОБОБЩЕНИЕ ТОРГОВОЙ ПРАКТИКИ И ВЫРАБОТКИ СООТВЕТСТВУЮЩИХ ТЕРМИНОВ, НЕ ДОПУСКАЮЩИХ РАЗНОЧТЕНИЙ.
За рамками Инкотермс остались правила перехода права собственности с продавца на покупателя, а также последствия невыполнения сторонами обязательств по договору купли- продажи товаров, включая основания освобождения сторон от ответственности, что регламентируется нормами применимого права или Венской конвенцией.
Прочие нормы и условия торговли ASTM американская международная добровольная организация, разрабатывающая и издающая стандарты для материалов, продуктов, систем и услуг. GAFTA Международная Ассоциация Торговли Зерном и Кормами FOSFA The Federation of Oils, Seeds and Fats Associations GATT The General Agreement on Tariffs and Trade ISO, GOST, AOCS и прочие
Группа E Место отправки (Departure): –EXW. Ex Works (указанное место): товар со склада продавца.EXW. Ex Works Группа F Основная перевозка не оплачена (Main Carriage Unpaid): –FCA. Free Carrier (указанное место): товар доставляется перевозчику заказчика.FCA. Free Carrier –FAS. Free Alongside Ship (указан порт погрузки): товар доставляется к кораблю заказчика.FAS. Free Alongside Ship –FOB. Free On Board (указан порт погрузки): товар погружается на корабль заказчика.FOB. Free On Board Группа C Основная перевозка оплачена (Main Carriage Paid): –CFR. Cost and Freight (указан порт назначения): товар доставляется до порта заказчика (без выгрузки).CFR. Cost and Freight –CIF. Cost, Insurance and Freight (указан порт назначения): товар страхуется и доставляется до порта заказчика (без выгрузки).CIF. Cost, Insurance and Freight –CPT. Carriage Paid To (указано место назначения): товар доставляется перевозчику заказчика в указанном месте назначения.CPT. Carriage Paid To –CIP. Carriage and Insurance Paid to (указано место назначения): товар страхуется и доставляется перевозчику заказчика в указанном месте назначения.CIP. Carriage and Insurance Paid to Группа D Доставка (Arrival): –DAP (Delivered at Place): поставка в месте назначения. –DAT (Delivered at Terminal): поставка на терминале. Экспортные платежи лежат на продавце, а импортные на покупателе. Терминал находится на границе, нужно указать название терминала. –DDP. Delivered Duty Paid (указано место назначения): товар доставляется заказчику, очищенный от пошлин и рисков.DDP. Delivered Duty Paid
ТЕРМИНЫ – INCOTERMS (В РЕДАКЦИИ 2010). E, F, C, D (ПО УМЕНЬШЕНИЮ ОБЯЗАННОСТЕЙ ПОКУПАТЕЛЯ). ВСЕГО 13 ТЕРМИНОВ. 1.E - EXW (EX WORKS). ( ФРАНКО ЗАВОД) 2.F – FCA (FREE CARRITR…), FAS (FREE ALONSIDE SHIP), FOB (FREE ON BORD) 3. C-CFR (COST AND FREIGHT, СТОИМОСТЬ И ФРАХТ ОПЛАЧЕНЫ ДО…), CIF (COST, INSURANCE AND FREIGHT ), CPT (CARRIAGE PAID TO - ФРАХТ/ПЕРЕВОЗКА ОПЛАЧЕНЫ ДО…), CIP (CARRIAGE AND INSURANCE PAID TO…. 4. D (ПРИБЫТИЕ ТОВАРОВ) - DAF (DELIVERED AT FRANTIER – ПОСТАВКА ДО ГРАНИЦЫ, МЕСТА ПОСТАВКИ), DES (DELIVERED ЕХ SHIP, ПОСТАВКА С СУДНА В ПОРТУ НАЗНАЧЕНИЯ), DEQ (DELIVERED ЕХ QUAY, ПОСТАВКА С ПРИСТАНИ ПОРТА НАЗНАЧЕНИЯ), DDU (DELIVERED DUTY UNPAID, ПОСТАВКА БЕЗ ОПЛАТЫ ПОШЛИНЫ В УКАЗАННОМ В КОНТРАКТЕ МЕСТЕ НАЗНАЧЕНИЯ), DDP (DELIVERED DUTY PAID, ПОСТАВКА С ОПЛАТОЙ ПОШЛИНЫ В УКАЗАННОМ В КОНТРАКТЕ МЕСТЕ НАЗНАЧЕНИЯ).
Общее количество терминов сокращено с 13 до 11. Также в Правилах появилось 2 новых термина: DAT (Поставка на терминале) и DAP (Поставка в пункте) заменили правила DAF, DES, DEQ, DDU в Инкотермс 2000 (Incoterms 2000). Кроме того, новая версия содержит небольшое руководство к каждому термину, чтобы помочь пользователям Правил Инкотермс 2010 выбрать нужный термин.
Структура международного контракта купли-продажи товаров. Структура включает: - преамбулу с указанием официального названия сторон и представляющих их лиц, правомочных подписывать контракты, т.е. - представлять свои компании без доверенности; - предмет договора (с наименованием товара); - количество и качество товара; - цену и общую стоимость в конкретной валюте; - базисные условия поставки (по ИНКОТЕРМС-2009); - условия платежа; - упаковку и маркировку; - условия платежа; - порядок отгрузки; - страхование (если оно не включено в общие условия поставок); - сдача-приём товара; - штрафные санкции; - форс-мажор; - арбитраж; - подписи, адреса, банковские реквизиты сторон, место подписания контракта, количество экземпляров. В соответствии с письмом ЦБ РФ от 15 июля 2006 г. 300 «О рекомендациях по минимальным требованиям к обязательным реквизитам и форме внешнеторговых контрактов», в форме контракта следует указывать номер контракта, состоящий из трёх групп знаков с двумя разделителями (/),причём первая группа состоит из двух букв или трёх цифр, соответствующих коду страны покупателя (или продавца), вторая группа – из восьми цифр – код российского покупателя (продавца) по Общероссийскому классификатору «Предприятия и организации» (ОКПО), третья группа – из пяти цифр – порядковый номер документа у покупателя (продавца).