Д И С Л А Л И Я Д И С Л А Л И Я
К нарушениям звукопроизношения не относятся Иностранный акцент, обусловленный неточным усвоением артикуляции звуков русского языка Диалектные особенности произношения некоторых звуков, свойственные большинству людей, проживающих в определенной местности Возрастные своеобразия детской речи, обусловленные функциональной незрелостью речевого аппарата, исчезающие с возрастом без специальной помощи
Дефект звукопроизношения ДЗ – устойчивое индивидуальное отклонение от нормы в произношении звуков речи, вызванное специфическими причинами, требующее для своего преодоления специальной логопедической помощи
Дефекты звукопроизношения Полное отсутствие в речи того или иного звука. В этих случаях звук просто опускается, не произносится: АМА вместо РАМА, УНА вместо ЛУНА Замена одного звука речи другим: ЛАМА, ЙАМА вместо РАМА, ЙУНА вместо ЛУНА Искаженное произнесение звука: картавое Р
Нарушения звукопроизношения у детей могут выступать либо как самостоятельный дефект речи, либо как один из симптомов какого-либо более сложного речевого расстройства. Дефект звукопроизношения проявляется как самостоятельное нарушение тогда, когда он является единственным отклонением от нормы в речи ребенка.
Причины звукопроизношения Нарушение слуха и слуховой дифференциации звуков речи Нарушение анатомического строения артикуляционного аппарата Нарушение его нормального функционирования (недостаточная подвижность артикуляторных органов) Неправильная речь окружающих ребенка людей или недостаточное с их стороны внимание к его речи
Классификации нарушений звукопроизношения 1. Дефекты звукопроизношения квалифицируются по внешним признакам (по проявлениям) 2. Дефекты звукопроизношения квалифицируются с учетом причинной обусловленности и характера повреждения речевого аппарата
Внешние проявления дефекта Неправильное произнесение 1 звука или звуков одной фонетической группы (свистящие С,З,Ц или или заднеязычных К,Г,Х) называют простым, или мономорфным нарушением звукопроизношения Неправильное произнесение сразу многих звуков или только 2-х звуков, но из разных фонетических групп (Ц и К, Р и Ч) называют сложным, или полиморфным нарушением звукопроизношения
Для обозначения дефектного произношения разных групп звуков используются названия букв греческого алфавита 1. Ротацизм (Р, по гречески - РО) 2. Ламбдацизм (Л - лямбда) 3. Сигматизм (С - сигма) свистящих, шипящих 4. Йотацизм – (Й - йотацизм)
5. Дефекты произношения заднеязычных звуков: Каппацизм (К - каппа) Гаммацизм (Г - гамма) Хитизм (Х - хи) 6. Дефекты звонкости (взаимные замены парных звонких и глухих согласных: П-Б, Т- Д, К-Г, Ф-В, С-З, Ш-Ж) 7. Дефекты смягчения (взаимные замены внутри 15 пар звоких и глухих согласных, например – П-Пь, Б-Бь и т.д.)
Фонетические дефекты Фонетические дефекты выражаются в искаженном звучании звука, несмешиваемого ни с какими другими звуками, что свидетельстует о достаточно четком выделении его ребенком из всех других, об усвоении его как фонемы (обобщенного звука, играющего в языке смыслоразличительную роль) Пример – картавое Р
Фонематические дефекты Фонематические дефекты выражаются в полной замене одного звука речи другим (вместо Ш произносится С), что свидетельстует о неразличении ребенком этих двух фонем. Такие нарушения звукопроизношения не ограничиваются только «некрасивостью» звучания звука, а имеют более серьезные последствия. В этих случаях ребенку трудно или вообще невозможно различить близкие по звучанию слова (Игра-Игла).
Для обозначения фонематических дефектов употребляются специальные термины: Параротацизм Параламбдацизм Парасигматизм и т.п. («пара» - около, рядом) В качестве звуков-заменителей могут выступать самые различные звуки, однако чаще всего это будут артикуляторно или акустически близкие к заменяемому. К фонематическм дефектам не относятся возрастные замены звуков, которые до определенного времени имеют вполне «законное» право на существование.
В зависимости от причин, вызвавших нарушения звукопроизношения, все его разновидности делятся на 3 группы: Дислалию Ринолалию Дизартрию
К дислалии относятся такие нарушения в произношении звуков, которые не связаны с органическим поражением центральных отделов речевого анализатора. Сам термин «дислалия» переводится – Дис – расстрройство, нарушение Лалия – речь (т.е. нарушение речи)
В основе дислалии могут лежать Функциональные (обратимые) нейродинамические сдвиги в центральных отделах речевого анализатора (речедвигательного и речеслухового) Дефекты анатомического строения артикуляционного аппарата
Дислалия Механическая (с «механическим» повреждением артикуляционного аппарата) Функциональную (моторную. сенсорную)
Механическая дислалия Связана с аномальным развитием артикуляционногоо аппарата. Возникает преимущественно во внутриутробном периоде, в первые 3 месяца беременности, когда происходит закладка лицевого скелета. Однако аномалии развития артикуляторных органов могут носить и приобретенный характер, являясь результатом травм, ожогов, ранений, привычки ребенка постоянно держать пальцы во рту и т.д.
Отклонения от нормы в строении артикуляторных органов Наиболее распространенный дефект – неправильный прикус, т.е. неправильное расположенение зубов верхней и нижней челюстей по отношению друг к другу. При нормальном прикусе верхние резцы перекрывают нижние на 1,5-3 мм коронок зубов. Аномалии прикуса чаще встречаются у физически ослабленных детей, причем у мальчиков они наблюдаются значительно чаще, чем у девочек
Аномалии прикуса Глубокий прикус – верхние резцы слишком глубоко перекрывают нижние, так, что последние почти не видны Открытый передний прикус – при смыкании коренных зубов между верхними и нижними резцами остается щель большей или меньшей величины.
Аномалии прикуса Открытый боковой прикус – при смыкании резцов между коренными зубами с одной или с обеих сторон остается щель. Прямой прикус - при смыкании зубов верхние резцы прямо становятся на нижние, нисколько не перекрывая их.
Аномалии прикуса Перекрестный прикус – нарушено нормальное соотношение зубных дуг, которые оказываются смещенными вбок по отношению друг к другу. Прогнатия – аномалия прикуса, связанная с выступанием вперед верхней челюсти Прогения - аномалия прикуса, связанная с выступанием вперед нижней челюсти
Аномалии зубов Редкое расположение зубов Расположение зубов вне челюстной дуги Слишком мелкие или деформированные зубы (или их полное отсутствие) Наличие диастемы
Аномалии в строении языка Слишком большой язык Слишком маленький язык Короткая уздечка языка
Аномалии в строении мягкого и твердого неба Расщелины мягкого и твердого неба Слишком высокое (готическое)небо Слишком низкое твердое небо Аномалии в строении губ Недоразвие губ Расщелина верхней губы
Нарушения звукопроизношения при механической дислалии Страдают целые группы звуков ( передний открытый прикус=переднеязычные звуки с,з,ц,ш,ж,ч,щ,т,д,н,л ) Дефекты звукопроизношения выражаются в искаженном произношении звука Однако дефекты в строении артикуляционного аппарата играют роль лишь предрасполагающего фактора и только в 33% случаев приводят к неправвильному произношению звуков
Функциональная дислалия В основе лежат функциональные нарушения в работе коры больших полушарий мозга. Моторная - функциональные нарушения в центральном отделе речедвигательного анализатора. Это ведет к неловкости движений губ и языка, что приводит к неточности артикулирования звуков и «приблизительности» их звучания. Полных замен НЕТ.
Функциональная дислалия Сенсорная – функциональные нарушения в центральном отделе речеслухового анализатора. Происходят затруднения в слуховой дифференциации акустически и артикуляторно близких звуков. В этих условиях ребенок «соглашается» на полную замену одного звука речи другим – СЫСКА вместо ШИШКА. Ведет к нарушению на письме.
Смешанная дислалия При одновременном наличии у ребенка как моторной, так и сенсорной недостаточности могут наблюдаться случаи смешанной – сенсомоторной дислалии, когда одни звуки ребенок произносит искаженно. А другие заменяет артикуляторно или акустически близкими. Для всех форм функциональной дислалии характерно то, что при ней НИКОГДА не страдает произношение гласных звуков.
Обследование детей с нарушениями звукопроизношения Основные задачи: 1. Отграничение истинных нарушений звукопроизношения от сходных состояний. 2. Решение вопроса о том, являются ли дефекты звукопроизношения самостоятельным нарушением речи. 3. Выявление всех неправильно произносимых звуков. 4. Установление причин обусловливающие неправильность произношения звуков. 5. Выявление возможных вторичных нарушений, связанных с дефектами звукопроизношения.
Логоработа по преодолению нарушений звукопроизношения Этапы логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения 1. Постановка звука 2. Автоматизация звука 3. Дифференциация звука