Рождественские и новогодние праздники сегодня просто невозможно себе представить без нарядной красавицы-ёлки. И нам кажется, будто этот обычай существовал вечно. Однако у него есть своя история, о которой хотелось бы рассказать поподробнее.
Традиция украшать ель к празднику родилась в Германии. По преданию, первые рождественские ёлки стали украшать на этой земле еще в VIII веке. Рассказывают, что однажды, в те далекие времена, святой Бонифаций проповедовал друидам, рассказывая о празднике Рождества Христова. Друиды жили в лесах и поклонялись деревьям, считая их божествами. Чтобы убедить их в ошибочности этого верования, Бонифаций срубил один из дубов, считавшихся священными.
Когда срубленный дуб падал, он повалил на своем пути все остальные деревья и не тронул лишь маленькую ёлочку. Святой удивился этому чуду и воскликнул: «Пусть будет это дерево деревом Христа!». Конечно, это всего лишь легенда, однако и серьезные исследователи единодушно сходятся в том, что праздничная ель впервые появилась именно в Германии, причем в конкретной её области Эльзасе. С тех пор обычай ставить под Рождество ёлку распространился не только по всей Германии, но и в большинстве стран Европы.
В XVII веке сложился обычай прикреплять рождественскую ель вверх тормашками к потолку как символ лестницы с неба, спущенной на землю в Рождество. Долгое время ель не украшали, только к середине XVIII века на нее стали вешать орехи, сладости и куриные разукрашенные яйца. Первый стеклянный шарик елочная игрушка был выдут в Тюрингии в начале XVII века.
Образ рождественской елки стал символом Рождества. Елочные украшения, сладости и фрукты символизировали дары, принесенные маленькому Христу. А свечи напоминали освещение той обители, в которой останавливалось Святое Семейство. К тому же на верхушку дерева всегда вешали украшение, которое символизировало Вифлеемскую звезду, взошедшую с рождением Иисуса и указавшую дорогу волхвам.
В России традиция ставить елки на Рождество появляется со времен Петра I. До этого символом Рождества был вертеп, также пришедший из Европы. Среди указов Петра I был издан указ ставить «по знатным и проезжим улицам у ворот и домов украшения из древ сосновых и еловых, на манер иноземных обычаев».
Однако елка сначала никак не приживалась в России: еще в 30- е годы XIX века ее устанавливали только в домах петербуржских немцев и у самых знатных русских дворян, бедняки же и средний класс игнорировали нововведение.
Однако с середины XIX века, после первой публичной елки в Петербурге в 1852 году, обычай украшать елку становится чрезвычайно распространенным. Именно в это время Чайковский пишет самый известный в мире рождественский балет «Щелкунчик», действие которого разворачивается в буквальном смысле под елкой.
Но в ХХ веке на елку начались «гонения». В первый раз в 1916 году, во время Первой мировой войны. Священный синод призвал русских патриотов не ставить в домах колючие деревца, поскольку они пришли к нам из немецкой традиции.
В 1918 году на ёлку ополчилась советская власть как на буржуазный пережиток. Хотя на самом деле было понятно: рождественская ель это слишком очевидный христианский символ. И на некоторое время он практически исчез из жизни советских людей.
В 1935 году, во время голода и депрессии, работники советской пропаганды для поднятия «народного духа» решают вернуть людям «зимний праздник» и елку. Разумеется, это уже не рождественская ель, а просто новогоднее дерево. Серебряная восьмиконечная Вифлеемская звезда на верхушке ёлки стала красной пятиконечной, и под нарядными ёлками страна по указу Сталина встретила новый, 1935 год от Рождества Христова.
С возрождением церковной жизни в России ель вернула себе статус символа Рождества. Каждую зиму мы теперь празднуем Новый Год и Рождество в её компании, даже не подозревая о том, каким долгим и непростым был её исторический путь в наши дома.
И на нашей Рождественской ёлке вместо пятиконечной красной звезды вновь, как и прежде, горит Звезда Вифлеемская.
Поздравляю с Рождеством!