ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА Н.И. Черкасова Заместитель руководителя стажировочной площадки
« Педагогическая диагностика» 1968 год Каргхайнц Ингенкамп
Диагностика – это теория и практика постановки диагноза постановка диагноза – теоретическая диагностика сам процесс постановки диагноза – практическая диагностика Диагноз – определение сущности, причины какого-либо нарушения с целью его коррекции, что влечет за собой определенное решение о педагогическом воздействии на ребенка
Необходимость педагогической диагностики оптимизация процесса обучения определение результатов обучения прогноз сведение к минимуму диагностических ошибок
Основная цель – выявление возможностей ребенка в плане обучения и причин, вызывающих трудности в обучении Конкретная задача возраст ребёнка наличие или отсутствие ОВЗ социальная ситуация этап диагностики
Принципы обследования Комплексное изучение развития психики ребёнка Системный подход Динамический подход Выявление и учёт потенциальных возможностей ребёнка Качественный анализ результатов Необходимость раннего диагностического изучения ребёнка Единство диагностической и коррекционной помощи детям с нарушениями развития Соблюдение интересов ребенка Щадящая форма сообщения диагноза
Общие требования к проведению обследования Обследование проводится не менее трех раз Помещение и место для обследования Диагностический материал (специальность обследователя, различная степень трудности, учёт возраста ребёнка, содержание заданий, количество методик) Ведущая деятельность Установление продуктивного контакта и взаимопонимания Порядок предъявления диагностических заданий Отсутствие посторонних Длительность обследования Достаточное время для проведения обследования. Доброжелательная обстановка Четко установленная цель обследования
План проведения обследования I этап – ориентировочный II этап – диагностический III этап – аналитический IV этап – информирование родителей
Ориентировочный этап Задачи: сбор анамнестических данных выяснение запроса родителей выявление предварительных данных об индивидуальных особенностях ребенка
Виды деятельности: изучение медицинской и педагогической документации изучение работ ребенка беседа с родителями
Диагностический этап Необходимо выяснить: Какие учебные знания, умения и навыки сформированы к моменту обследования Какие учебные знания, умения и навыки не сформированы к моменту обследования Характер учебных трудностей Какие факторы обуславливают возникновение проблем
Методы педагогического обследования: беседа с ребенком педагогический эксперимент игра наблюдение за ребенком
Дидактический материал для проведения педагогического обследования: предметные картинки, предметы сюжетные картинки, серии сюжетных картинок «нелепицы» пословицы, фразеологизмы материалы для обследования сформированности сенсорных эталонов, пространственных, временных и количественных представлений касса букв и слогов, цифровая касса тексты для чтения, диктанта математические задания
Общие принципы и подходы: Индивидуальный и дифференцированный подход От общего к частному От сложного к простому
Аналитический этап Задача – составление заключения В заключении должно быть отражено: общие впечатления о ребенке общая осведомленность и социально-бытовая ориентировка особенности мыслительной деятельности сформированность учебных навыков особенности внимания, работоспособности эмоционально-поведенческие особенности вывод и рекомендации
Учитывать показатели: эмоциональная реакция ребенка на сам факт обследования понимание инструкции и цели задания характер деятельности реакция на результат работы
Информационный этап Учитывать следующее: желание видеть своего ребенка если не лучшими, то одними из лучших взаимоотношения родителей и детей различная готовность незнание родителями основ педагогики и психологии недооценка или переоценка проблем ребенка образовательный и профессиональный уровень родителей
Особые требования: доступный уровень учет родительского чувства любви к ребенку конструктивное направление
УЛЫБНИТЕСЬ НА ПРОЩАНИЕ РЕБЕНКУ И ЕГО РОДИТЕЛЯМ!