ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Н.И. Черкасова Заместитель руководителя стажировочной площадки
Специфические особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья увеличение сроков обучения программа коррекционной работы специальные пропедевтические разделы, направленные на подготовку обучающихся к освоению основной образовательной программы особые материально-технические условия реализации основной образовательной программы начального общего образования и др.
Одна из актуальных проблем специальной педагогики – поиск путей качественной индивидуализации обучения и воспитания детей с ОВЗ в соответствии с их образовательными потребностями, позволяющих обеспечить им доступность получения образования
Различные подходы к структуре и содержанию ИП И. М. Бгажнокова М. В. Браткова А. В. Закрепина Ю. А. Разенкова Е. А. Стребелева и др.
Индивидуальная образовательная программа – это документ, являющийся материальным выражением индивидуального образовательного маршрута ребенка, который содержит в себе совокупность учебных курсов, разделов программы, форм и способов их освоения, которые позволяют создать условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения и воспитания на определенной ступени образования Нормативно-правовое основание – Закон «Об образовании»
Организационно-педагогические условия проектирования и реализации индивидуальной образовательной программы наличие в образовательном учреждении службы сопровождения согласие родителей (законных представителей) на обучение ребенка по индивидуальной образовательной программе желание обучающегося перейти на обучение по индивидуальной программе и осознание им ответственности принимаемого решения
Положение об индивидуальной образовательной программе – локальный нормативный акт, в котором может быть определен порядок разработки и корректировки индивидуальных образовательных программ
Структура и содержание ИОП Различный вид и форма Отдельные курсы, дисциплины или комплексная Учет возраста Постановка целей, задач
Ранний и дошкольный возраст Формирование ведущего вида деятельности Задачи развития ребенка на каждом возрастном этапе Основные разделы программ дошкольного обучения и воспитания
Школьный возраст содержание и объем знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению по разным учебным предметам наполнение знаниевого компонента индивидуальной образовательной программы не является обязательным Важно реализация коррекционной работы с обучающимся изложение приемов и методов
Компоненты ИОП Титульный лист: наименование учреждения назначение программы срок реализации адресность программы (фамилия, имя обучающегося, год обучения) гриф утверждения руководителем согласование с родителями при необходимости программа может быть согласована с руководителем службы сопровождения можно указать специалиста, который является ответственным за реализацию индивидуальной программы
Пояснительная записка: краткая психолого-педагогическая характеристика ребенка (сформированные умения и навыки, не сформированные в должной степени) цель и задачи сопровождения ребенка на определенный временной промежуток (на основе данных психолого- педагогической диагностики) примерные программы, на основе которых подготовлена индивидуальная образовательная программа обоснование варьирования, если имеет место перераспределение количества часов, отводимых на изучение определенных разделов и тем, изменение последовательности изучения тем и др.
Индивидуальный учебный план (если в ИОП содержится знаниевый компонент)
Содержание программы образовательный компонент (содержание образования на определенном году обучения, календарно-тематическое планирование, критерии оценивания достижений по учебным областям и др.) коррекционный компонент (направления коррекционной работы с обучающимся, ее приемы, методы и формы, разделы учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя) воспитательный компонент (разделы классного руководителя, воспитателя, педагога дополнительного образования, раздел, реализуемый родителями обучающихся – условия взаимодействия специалистов и родителей в процессе психолого-педагогического сопровождения обучающегося)
Основные требования к результатам реализации программы: соотнесение цели и задач программы с ее планируемыми результатами конкретно сформулированные результаты реализации программы на уровне динамики показателей психического и психологического развития обучающегося и уровне сформированности ключевых компетенций – основа для осуществления промежуточной и итоговой оценки результативности индивидуальной программы
Заключение и рекомендации: обоснование внесения корректив по результатам промежуточной диагностики заключение о реализации индивидуальной программы в целом рекомендации формулируются с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья специалистами на следующем этапе его обучения
Содержательная основа разработки ИОП: государственный образовательный стандарт, задающий содержательно-целевые рамки подготовки обучающихся примерные образовательные программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и требования к результатам освоения образовательных программ базисный учебный план Содержание ИОП отбирается с учетом своеобразия темпа развития ребенка и взаимосвязи физического и психического становления ребенка
Основа проектирования ИОП – организация наиболее оптимальных для ребенка с особыми образовательными потребностями условий обучения для развития его потенциальных возможностей и формирования навыков жизненной компетентности ИОП отражает не столько индивидуальное содержание образования, сколько особые средства овладения необходимым программным содержанием, обеспечивающим продвижение ребенка в развитии
Алгоритм проектирования ИОП Анализ требований государственного образовательного стандарта, содержания примерных программ и базисного учебного плана Изучение результатов комплексного обследования психолого-педагогического статуса ребенка Проектирование необходимых структурных составляющих Определение временных границ реализации программы Четкое формулирование цели программы
Определение круга задач, конкретизирующих цель коррекционной работы в рамках реализации программы Определение содержания программы Планирование форм реализации разделов программы Планирование форм участия в реализации индивидуальной образовательной программы различных специалистов Определение форм и критериев мониторинга