Организация прогулки в ДОУ Заместитель заведующего по УВР : Тарасова Елена Владимировна
Г.А. Сперанский писал: "День, проведённый ребёнком без прогулки, потерян для его здоровья"
Каждый ребенок – маленький исследователь, он с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Дети стремятся к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее будет организована детская деятельность на прогулке, тем успешнее будет идти развитие детей, лучше реализуются потенциальные возможности и детские творческие проявления. Поэтому наиболее близкие и естественные для детей виды деятельности, такие как игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, наблюдение, детский труд занимают в ходе прогулки особое место.
Основные задачи прогулки Прогулка, в первую очередь, служит задачам охраны жизни и здоровья детей. Прогулка направлена на достижение целей умственного, нравственного, физического и эстетического развития ребенка. Таким образом, правильно организованная и продуманная прогулка помогает осуществлять задачи всестороннего развития детей и сохранения жизни и здоровья дошкольников
При организации прогулки При организации прогулки следует соблюдать разумное чередование совместной деятельности с воспитателем и самостоятельной деятельности детей, специально организованных образовательных ситуаций и свободной игровой и практической деятельности по выбору детей, физических и умственных нагрузок, активной деятельности и отдыха.
В режиме дня детского сада выделяется достаточное время для пребывания детей на свежем воздухе. Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 4-4,5 часов. Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину дня – до обеда и во вторую половину дня – после дневного сна или перед уходом детей домой
Структурные компоненты прогулки Наблюдение Дидактические игры Основные движения и подвижные игры Трудовая деятельность Самостоятельная игровая деятельность детей Индивидуальная работа
В зависимости от предыдущего занятия и погодных условий изменяется и последовательность разных видов деятельности детей на прогулке
от 7 до 15 минут от 20 до 25 минут Каждый из обязательных компонентов прогулки занимает по времени от 7 до 15 минут в младшем возрасте и от 20 до 25 минут в старшем и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей.
Живая природа: растения и животные Неживая природа: сезонные изменения и различные явления природы Труд взрослых Объекты наблюдений
Кратковременные организуются для формирования знаний о свойствах и качествах предмета или явления Длительные организуются для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе Виды наблюдений
Организуя наблюдение, воспитатель должен всегда соблюдать данную последовательность: o устанавливаются факты; o формируются связи между частями объекта; o идет накопление представлений у детей; o проводятся сопоставления; o делаются выводы и устанавливаются связи между проводимым сейчас наблюдением и проведенным ранее.
Основные движения и подвижные игры. o Расширяется двигательный опыт детей o Совершенствуются навыки в основных движениях o Развиваются физические качества o Формируются самостоятельность и активность o Положительные взаимоотношения со сверстниками
Каждый месяц разучивание 2-3 п/и (повтор в течение месяца и закрепление 3-4 раза в год) Подвижная игра Младший возраст – минут Старший возраст – минут
Младший возраст Младший возраст рекомендуются игры с текстом (подражание действиям воспитателя). Старший возраст проводятся игры- эстафеты, спортивные игры, игры с элементами соревнования. Средняя группа Средняя группа воспитатель распределяет роли среди детей (роль водящего выполняет ребенок, который может справиться с этой задачей). Игра
Дидактическая задача Содержание Игровая ситуация При использовании д/игры воспитатель должен следовать педагогическим принципам При использовании д/игры воспитатель должен следовать педагогическим принципам: o опираться на уже имеющиеся у детей знания; o задача должна быть достаточна трудна, но и в то же время доступна детям; o постепенно усложнять дидактическую задачу и игровые действия; o конкретно и четко объяснять правила; Дидактические игры
Игры с предметами (игрушками или природным материалом) Словесные игры. Виды дидактических игр
Экспериментальная деятельность детей
Трудовые поручения Индивидуальные Индивидуальные трудовые поручения применяются во всех возрастных группах детского сада. Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Во время коллективного труда формируются умения принимать общую цель труда, согласовывать свои действия, сообща планировать работу. Работа в группах Формы организации труда
Самостоятельная игровая деятельность. Во время самостоятельной игровой деятельности дети отражают впечатления, полученные в процессе НОД, экскурсий, повседневной жизни, усваивают знания о труде взрослых. Происходит это в процессе разворачивания сюжета игры.
Сюжетно- ролевая игра
Индивидуальная работа на прогулке тщательно планируется. При этом учитываются рекомендации узких специалистов. Это может быть закрепление, каких- либо навыков, разучивание физкультурного упражнения с одним или несколькими отстающими детьми, отработка звукопроизношения, заучивание стихов, беседа по рекомендации педагога – психолога. Важно, чтобы ребенок, с которым ведется индивидуальная работа, понимал ее необходимость и охотно выполнял предложенные задания.
Возвращение с прогулки o Формирование культурно - гигиенических навыков, навыков самообслуживания; o Закрепление знаний, умений навыков по различным методикам (конструирование речи, игровая деятельность); o Работа по воспитанию культуры поведения за столом; o Релаксация перед сном прослушивание музыки, любимых литературных произведений.
Прогулки будут радостными, интересными, познавательными и достигнут цели при условии, если воспитатель сумеет заинтересовать и обогатить знания детей. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий их мир, но видят далеко не все, иногда даже не замечают главного. А если воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать больше.
СПАСИБО за внимание!