РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ ИНСТИТУТ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА И ТУРИЗМА В.И. Дихтяр Методы исследований в менеджменте Раздел 1.Принятие решений в социологии и прикладных исследованиях Тема 1.5.Подготовка плана, выделение объектов исследования и планирование выборки
Содержание 2 Подготовка плана исследования Сетевой график План выборки
Подготовка плана исследования ( Ȑ ) 3 ζ и методы Ȑ основной документ подготовительного этапа Ȑ : кто, когда и где осуществляет Ą: основные процедурные мероприятия, методика техника Ȑ, график выполнения ответственные
Определения 4 Техника Ȑ Техника Ȑ совокупность специальных приемов, конкретных Ǫ (в рамках конкретного метода сбора, обработки или анализа ĭ ) Методика Методика ряд технических приемов, связанных общей ζ методика разработки анкеты разные приемы: вопросы для переключения внимания, вопросы для заинтересованности, композиция вопросов..
Пример () Пример ( один метод, но разные методики ) 5 изучение реакции ξ на рекламный ролик методики: изучение мнений ξ изучение осведомленности ξ фокус-группы ҧ -анализатор или голосование (специальное устройство) тестирование рекламы выездной опрос измерение реакции с помощью различных приборов тестирование μ вариант свой ( Ȑ ) вариант свой ( Ȑ )
Мнения – осведомленность – фокус-группы 6 мнения ξ выражают свои мнения о различных χ (изучение мнений); осведомленность ξ демонстрируют осведомленность о существовании (изучение осведомленности ξ); фокус-группы группы, состоящие из 8-10 потенциальных ξ, оценивают содержание, ее концепцию, соответствие названию (фокус-группы);
Программный анализатор – тестирование рекламы 7 ¶- анализатор или механическое голосование члены ξ- аудитории фиксируют с помощью специального устройства свои положительные и отрицательные мнения о телевизионной ¶ и сопровождающих ее показ - роликах (¶- анализатор или механическое голосование); тестирование ξ в контексте их реальной жизни демонстрируют тестируемый - ролик и затем просят их определить свои Ž торговой марки и отношение к ней, а также вспомнить показанную (тестирование );
Выездной опрос - тестирование рынка 8 выезднойопрос специальным образом оборудованный трейлер останавливается вблизи торговой зоны, случайно выбранных ξ просят просмотреть - ролики и ответить на вопросы об их предполагаемой эффективности (выездной опрос); измеряются физиологические реакции на с помощью различных приборов; тестирование μ различные варианты выпускаются на разные μ, после чего производится сопоставление полученных результатов (тестирование μ).
Сетевой график 9 Отдельные виды и процедур могут выполняться одновременно t( Ȑ ) выборка + разработка полевых документов, подготовка анкет к обработке + (по мере) поступление ĭ.. Сетевой график Сетевой график графическое отображение {Ą}; Ģ: упорядочение логики отдельных процедур и контроля сроков их выполнения.
Пример 10
Корректировка и дополнение 11 может корректироваться и дополняться запланировано пилотажное Ȑ новое направление изучения Ô (не предусмотрено ранее ) корректировка инструментария Ȑ и, возможно, перенос сроков полевых
выборки выборки Выделение Ô генеральной совокупности {x} = X 2. Определение метода обследования. 3. Определение процедуры формирования выборки X n {x 1, …, x n }. 4. Определение объема выборки n
выборки выборки 13
1. Выделение Ô генеральной совокупности 14 Генеральная совокупность Генеральная совокупность X ={x} множество всех единиц, являющихся Ô( Ȑ ) Как правило, субъекты X неоднородны при определении Ô некоторые группы могут быть упущены !! сложно представить x = Ō: не все афишируют Ą Х = μ, сегмент μ, группа субъектов
2. Определение метода обследования 15 Метод сплошного обследования Метод сплошного обследования изучение всех {x} É мало ξ / занимают основную долю μ Выборка Выборка X n = {x 1, …, x n } группа Ô( Ȑ ), которая является носителем характеристик всех единиц X группа ξ, представляющих интересы и вкусы всего целевого μ
Метод выборочного обследования 16 много однородных {x} ĭ на основании части X вероятностный характер Ď точность и трудоемкость не значение, а интервал, в котором находится искомое значение
Определения 17 Доверительная вероятность Доверительная вероятность вероятность, с которой можно утверждать, что ошибка выборки не превысит заданную величину Репрезентативность Репрезентативность свойство выборки отражать характеристики X Ошибка выборки Ошибка выборки Δ (X, X n ) (зависит от процедуры составления X n )
3. Процедура составления выборки 18 последовательность отбора ξ в выборку Š-ошибки: Š-ошибки: при неправильно выбранной процедуре составления X n можно, изменив процедуру Случайные ошибки: Случайные ошибки: влияние сложных полностью устранить невозможно можно оценить ($-методы)
Неслучайные процедуры составления X n 19 неслучайный выбор ξ: мнение ξ мнения Х Š- ошибка на основе принятых условий, ограничивающих {x} отбираются ξ, которые владеют Ç или зашли в магазин с 10 до 11 часов
Виды неслучайных выборок 20 произвольная произвольная x i выбираются без (недорого, удобно, !! неточность и нерепрезентативность); типовая типовая характерные (типичные) x i ; фокус-группы сведения о типичности квотированная квотированная аналогично распределению признаков в Х; от каждой группы Х отбираются x i пропорционально представительству группы в Х
Случайные процедуры формирования выборки 21 Простая выборка Простая выборка с помощью случайных чисел: вероятность р(х i ) для всех одинакова нужно иметь список всех единиц Х Š- (механическая) выборка Š- (механическая) выборка х 1 с помощью случайного числа, х i – через равные интервалы (интервал = N(X) / n) упрощение процедуры
Признаки существенный 1. существенный определяет состояние исследуемого показателя 2. второстепенный 2. второстепенный частичное влияние на Ô 3. нейтральный 3. нейтральный не оказывает влияния 1 2 брать средину интервала 3 любой элемент
Стратифицированная (типическая, групповая) X n 23 Х делится на группы с набором определенных признаков (сегменты или страты) в страте случайным образом формируется своя X n весовой коэффициент страты соответствует удельному весу в Х
Кластерная (серийная) выборка 24 Х делится на идентичные группы (кластеры) Кластеры: однотипные, подобные Х Одноступенчатый подход Одноступенчатый подход случайным образом из Х отбираются несколько групп для сплошного обследования
Двухступенчатый подход 25 выборка из кластеров случайным образом отбираются единицы Ȑ (т. е. единица выборки предыдущей стадии становится Х для последующей) Недостаток: неоднородность кластеров (но просто и экономично)
Многоступенчатые выборки 26 извлечь Х n из Х прямым путем затруднительно (при этом все единицы отбора равноценны для обследования) соединяет разные процедуры формирования Х n делает Х n комбинированной наиболее рациональные и экономичные условия сбора Ď в соответствии с ζ