Междисциплинарные программы во ФГОС ООО Титаренко Н.Н.. доцент, зав.отделением РИПОДО ЧГПУ Междисциплинарные программы во ФГОС ООО Титаренко Н.Н.. доцент, зав.отделением РИПОДО ЧГПУ
Мы изменили свое окружение так радикально, что теперь должны изменять себя, чтобы жить в этом новом окружении. Норберт Винер Мы изменили свое окружение так радикально, что теперь должны изменять себя, чтобы жить в этом новом окружении. Норберт Винер
Результаты Извлечь информацию из таблицы Выполнить математические вычисления Расставить слова в алфавитном порядке Составить план выполнения задания Описать сходство и различие деревьев и кустарников По плану местности определить местонахождение объекта Изобразить модель объекта Систематизировать список предложенных объектов Сопоставить графическое и текстовое представление информации Сформулировать цель выполнения задания Сопоставить страну и достопримечательности
Делаем вывод В начальной школе – три междисциплинарные программы; в основной школе – четыре: 1.Программа формирования универсальных учебных действий 2.Программа формирования ИКТ-компетентности обучающихся 3.Программа «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом» 4.Программа «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» В начальной школе – три междисциплинарные программы; в основной школе – четыре: 1.Программа формирования универсальных учебных действий 2.Программа формирования ИКТ-компетентности обучающихся 3.Программа «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом» 4.Программа «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»
Представление результатов Междисциплинарная программа формирования универсальных учебных действий. Какие группы УУД заявлены в Стандартах второго поколения (основная школа)?. - перечислить группы, привести примеры действий для каждой группы, приемы их формирования на уроке.
Представление результатов Междисциплинарная программа «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом». Какие группы читательских умений заявлены в программе «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом»? - перечислить группы, привести примеры действий для каждой группы, приемы их формирования на уроке.
Представление результатов Междисциплинарная программа формирования ИКТ-компетентности обучающихся. Какова структура программы формирования ИКТ- компетентности обучающихся? перечислить группы, привести примеры действий для каждой группы, приемы их формирования на уроке.
Представление результатов Междисциплинарная программа «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности». Каковы особенности учебно- исследовательской и проектной деятельности? Перечислить особенности учебно-исследовательской и особенности проектной деятельности; установить отличия
Подведём итоги В начальной школе – три междисциплинарные программы; в основной школе – четыре: 1.Программа формирования универсальных учебных действий 2.Программа формирования ИКТ-компетентности обучающихся 3.Программа «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом» 4.Программа «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» В начальной школе – три междисциплинарные программы; в основной школе – четыре: 1.Программа формирования универсальных учебных действий 2.Программа формирования ИКТ-компетентности обучающихся 3.Программа «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом» 4.Программа «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»
В программе формирования универсальных учебных действий – 4 группы результатов: – личностные, – регулятивные, – коммуникативные, – познавательные. В программе формирования универсальных учебных действий – 4 группы результатов: – личностные, – регулятивные, – коммуникативные, – познавательные. Подведём итоги (продолжение)
В программе формирования ИКТ- компетентности обучающихся – 10 групп умений: обращение с устройствами ИКТ, фиксация изображений и звуков, создание письменных, графических, музыкальных и звуковых сообщений, создание, восприятие и использование гипермедиасообщений, коммуникация и социальное взаимодействие, поиск и организация хранения информации, анализ информации, математическая обработка данных в исследовании, моделирование, проектирование и управление. В программе формирования ИКТ- компетентности обучающихся – 10 групп умений: обращение с устройствами ИКТ, фиксация изображений и звуков, создание письменных, графических, музыкальных и звуковых сообщений, создание, восприятие и использование гипермедиасообщений, коммуникация и социальное взаимодействие, поиск и организация хранения информации, анализ информации, математическая обработка данных в исследовании, моделирование, проектирование и управление. Подведём итоги (продолжение)
В программе «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом» заявлено три группы читательских умений: поиск и понимание, преобразование и интерпретация, оценка. В программе «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом» заявлено три группы читательских умений: поиск и понимание, преобразование и интерпретация, оценка. Подведём итоги (продолжение)
В программе «Основы учебно- исследовательской и проектной деятельности» обозначено сходство и различие видов деятельности и приведена структура деятельности: постановка проблемы, формулировка гипотезы, планирование исследовательских работ и выбор инструмента, проведение исследования с поэтапным контролем и коррекцией результатов, оформление результатов, представление результатов. В программе «Основы учебно- исследовательской и проектной деятельности» обозначено сходство и различие видов деятельности и приведена структура деятельности: постановка проблемы, формулировка гипотезы, планирование исследовательских работ и выбор инструмента, проведение исследования с поэтапным контролем и коррекцией результатов, оформление результатов, представление результатов. Подведём итоги (продолжение)
Направления деятельности МО Методики формирования УУД. Обучение педагогов методикам формирования УУД. Механизмы взаимодействия с учениками и родителями по формированию УУД. Управление системой формирования УУД учащихся в МОУ.
Программы оценки образовательных достижений – необходимый набор для эффективной системы ОКО Виды программ оценки Государственные экзамены Оценка на уровне класса Мониторинговые исследования Национальные мониторинги ВступительныеВыпускные вопросытесты наблюдения Международные сравнительные исследования учебныезадания
Процедуры оценки образовательных достижений в РФ Экзамен выпускной Экзамен вступительн ый Национальные мониторинги Междунаро д. срав. исследов. Единый государственны й экзамен, 11 класс Государственна я итоговая аттестация, 9 класс Единый государствен ный экзамен, 11 класс В стадии апробации: Готовность к обучению в начальной школе (1 класс) Оценка качества начального образования (4 класс) Диагностика читательской грамотности (5-9 классы) Оценка ИК-компетентности учащихся (9 класс) PISA, TIMSS, PIRLS, ICCS, ICILS, … + ОЦЕНКА НА УРОВНЕ ШКОЛЫ Внутриклассное оценивание (много контроля, мало обратной связи, «вычитательный» принцип оценивания) Оценка индивидуального прогресса (инициативные проекты SAM, Дельта, мониторинг обр. достижений в нач. школе)
ОСОКО завтра. Оценка образовательных достижений Государственные экзамены Национальные мониторинги Международ. срав. исследов. Единый государственный экзамен, 11 класс Государственная итоговая аттестация, 9 класс Готовность к обучению в начальной школе (1 класс) Централизованный мониторинг образовательных достижений учащихся начальной и основной школы (4, 6, 8 классы) Мониторинг готовности учащихся основной школы (9 класс) к выбору образовательной и профессиональной траектории Мониторинг социализации молодёжи в возрасте 16 лет. PISA, TIMSS, PIRLS, ICCS, ICILS, TALIS, ECES + ОЦЕНКА НА УРОВНЕ ШКОЛЫ Внутриклассное оценивание (разнообразные инструменты, критериальное оценивание, «накопительный» принцип оценивания) Оценка индивидуального прогресса
Штрихи к «идеальному» портрету федерального мониторинга образовательных достижений школьников Инструментарий. Стандартизированные измерительные материалы и анкеты для сбора контекстных данных. Охват. Репрезентативные федеральная и региональные выборки. Участники. Учащиеся 4, 6, 8 классов. Периодичность. 1 раз в 3-5 лет. Содержание оценки. личностные, метапредметные, предметные результаты (по математике, русскому языку постоянно и ряду других предметов периодически). Использование результатов. Для оценки результатов деятельности образовательных систем и принятия управленческих решений на разных уровнях системы образования. Без последствий для школ и учителей.
Обучение чтению Чтение для обучения Чтение для решения собственных задач
Смысловое чтение – фундамент всех обозначенных в стандарте результатов Коммуникативные УУД ИКТ компетентности Познавательные УУД Регулятивные УУД Чтение в составе УУД Личностные УУД Междисциплинарная программа начальной школы «Чтение. Работа с текстом» Междисциплинарная программа основной школы «Основы смыслового чтения и работа с текстом»
Несплошной текст: диаграмма PISA 2006: уровни владения навыками чтения СПРАВКА: ОЭСР – организация экономического сотрудничества и развития (участники: 34 страны)
Алгоритмы работы с несплошными текстами: формулой, диаграммой, графиком, таблицей, картинкой и др. Используются на этапе урока: Организация познавательной деятельности Создают условия для формирования всех групп умений Ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла, нахождение информации Интерпретация текста Рефлексия на содержание текста или на форму текста и его оценка Алгоритм изучения информации, представленной в диаграмме: 1.Как называется диаграмма? 2.Что представлено в диаграмме? 3.В каких единицах измеряются данные? 4.Какую закономерность (закономерности) данных Вы наблюдаете? 5.Предложите свое объяснение выявленным закономерностям. 6.Есть ли исключения из выявленных закономерностей и с чем они связаны? 7.Какое практическое значение имеют эти данные? СПРАВКА: Алгоритм - это четкая последовательность действий, направленная на достижение поставленной цели или решения задачи
Стратегия «АЛФАВИТ» Предтекстовая стратегия Используется на этапе урока: Актуализация необходимых знаний Создает условия для формирования первой группы умений: Ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла, нахождение информации Адаптация Базовые национальные ценности Внеурочная деятельность учащихся Государственные требования в области общего образования Духовно-нравственное воспитание Знаково-символические универсальные действия Индивидуальные потребности личности в области общего образования Качество образования Личностные результаты образовательной деятельности
Отсроченная отгадка Эпиграф урока Предмет: информатика Класс: 5 Тема: Передача информации Эпиграф «Слухами земля полнится…»
Ответьте на вопросы: 1.Что надо знать, чтобы решить задачу? 2.В котором часу самолёт вылетел из С-П? 3.Сколько времени было в Ор? 4.Сколько времени самолёт находился в пути? 5.В котором часу самолёт приземлится в Ор?
Тема урока:____________ Планируемые результаты: личностные, метапредметные,предметные. Тип урока: _____________________ Оборудование:______________ Тема урока:____________ Планируемые результаты: личностные, метапредметные,предметные. Тип урока: _____________________ Оборудование:______________ Этап урока Содержание и деятельност ь учителя Деятельность учащихся Формируем ые УУД
Конечно, обдумывай «что», но еще больше обдумывай «как»! Иоганн Вольфганг Гёте
Рефлексия: насколько продуктивно работала моя группа?