Новые образовательные стандарты второго поколения Реализация инициативы президента «Наша новая школа»
«Наша новая школа»
Зачем понадобилось менять стандарт образования? При разработке стандарта учитывали несколько серьезных посылов. Во-первых, за основу взяли стратегию развития нашей страны, известную как "Стратегия-2020". Во-вторых, учитывая, что Россия идет по пути построения открытого гражданского общества, в основу стандарта положили общественный договор - совокупность образовательных запросов семьи, общества и государства. Во внимание приняли также новые реалии информационного общества. При разработке стандарта учитывали несколько серьезных посылов. Во-первых, за основу взяли стратегию развития нашей страны, известную как "Стратегия-2020". Во-вторых, учитывая, что Россия идет по пути построения открытого гражданского общества, в основу стандарта положили общественный договор - совокупность образовательных запросов семьи, общества и государства. Во внимание приняли также новые реалии информационного общества.
Новые цели школьного образования - воспитание, социально-педагогическая поддержка, развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного гражданина России. Предыдущая информационная революция наряду с книгой породила и классно-урочную систему школьного образования. Сегодняшняя информационная революция - это открытые системы образования, когда человек может учиться в удобное для него время, в удобном ритме, по индивидуальной, комфортной для него программе. В итоге традиционная классно- урочная система постепенно замещается системами открытого образования. Предыдущая информационная революция наряду с книгой породила и классно-урочную систему школьного образования. Сегодняшняя информационная революция - это открытые системы образования, когда человек может учиться в удобное для него время, в удобном ритме, по индивидуальной, комфортной для него программе. В итоге традиционная классно- урочная система постепенно замещается системами открытого образования.
Что такое стандарты второго поколения? Стандарт - это совокупность трех требований: к результатам освоения основных образовательных программ, к структуре этих программ и к условиям их реализации. В этом и есть принципиальное отличие новых стандартов от старых. Стандарт - это совокупность трех требований: к результатам освоения основных образовательных программ, к структуре этих программ и к условиям их реализации. В этом и есть принципиальное отличие новых стандартов от старых.
Что нового и хорошего даст это школе, ученику, учителю? В основе стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России. К сожалению, в годах был провозглашен лозунг: "Лучше никакого воспитания, чем воспитание советское". А ведь воспитание гражданина - один из главных результатов любой системы образования. В основе стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России. К сожалению, в годах был провозглашен лозунг: "Лучше никакого воспитания, чем воспитание советское". А ведь воспитание гражданина - один из главных результатов любой системы образования. Также в стандарте прописаны виды деятельности, которыми должен овладеть ученик. Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний в голове. Также в стандарте прописаны виды деятельности, которыми должен овладеть ученик. Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний в голове. Самообразование - очень важный момент в современном обществе. В условиях, когда объем информации удваивается каждые пять лет, важно не просто передать знания человеку, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности. Это принципиальное изменение. На уроках сейчас основное внимание будет уделяться развитию видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных, исследовательских работ. Потому-то в базисные учебные планы, например, уже с первого класса включается один час в неделю на выполнение индивидуального, маленького, сообразно возрасту ребенка, но собственного проекта. Самообразование - очень важный момент в современном обществе. В условиях, когда объем информации удваивается каждые пять лет, важно не просто передать знания человеку, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности. Это принципиальное изменение. На уроках сейчас основное внимание будет уделяться развитию видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных, исследовательских работ. Потому-то в базисные учебные планы, например, уже с первого класса включается один час в неделю на выполнение индивидуального, маленького, сообразно возрасту ребенка, но собственного проекта.
Проектная деятельность ученика Допустим, в начальной школе ребенок может следить, как у него в горшочке на окне вырастает цветочек. Говоря взрослыми словами, он должен для себя поставить цель: ухаживать за растением, следить за этапами его развития, роста, оценить результаты своих действий. Допустим, в начальной школе ребенок может следить, как у него в горшочке на окне вырастает цветочек. Говоря взрослыми словами, он должен для себя поставить цель: ухаживать за растением, следить за этапами его развития, роста, оценить результаты своих действий. В старших классах, конечно, это уже другие проекты. Это будет, допустим, выпускная работа, которая позволит молодому человеку показать, насколько он умеет интегрировать знания, полученные в разных науках, для достижения результата. Тут старшеклассник может, к примеру, изучать влияние местного завода на состояние реки, которая протекает неподалеку от школы. Самостоятельный подход формирует основу будущей успешности человека. В старших классах, конечно, это уже другие проекты. Это будет, допустим, выпускная работа, которая позволит молодому человеку показать, насколько он умеет интегрировать знания, полученные в разных науках, для достижения результата. Тут старшеклассник может, к примеру, изучать влияние местного завода на состояние реки, которая протекает неподалеку от школы. Самостоятельный подход формирует основу будущей успешности человека.
Какие проекты станут составляющей портфолио ученика? Система оценивания в рамках нового стандарта - серьезный вопрос. Сегодня у нас есть ЕГЭ, он фиксирует, насколько выпускник овладел обязательным минимумом содержания образования. Но если мы говорим, что задача нового стандарта - прежде всего формирование личности гражданина России, значит, и оценивать надо не только чистое знание, но и личностные достижения ребенка, которые априори не подлежат таким "замерам" по системе Единого госэкзамена. Система оценивания в рамках нового стандарта - серьезный вопрос. Сегодня у нас есть ЕГЭ, он фиксирует, насколько выпускник овладел обязательным минимумом содержания образования. Но если мы говорим, что задача нового стандарта - прежде всего формирование личности гражданина России, значит, и оценивать надо не только чистое знание, но и личностные достижения ребенка, которые априори не подлежат таким "замерам" по системе Единого госэкзамена.
Требования к результату образования Когда мы говорим о требованиях к результату образования, то с ученика спрашиваем в последнюю очередь. Ответственность за результат - в первую очередь ответственность государства, учредителей образовательного учреждения. Достаточно ли финансирование образования, насколько школы обеспечены учебниками, техникой и т.д.? Второй уровень - ответственность школы, потом - ответственность педагога, семьи и только после этого - спрос с самого ученика. Он последний, к кому предъявляются претензии за неуспех. К сожалению, до сих пор это не так. Когда мы говорим о требованиях к результату образования, то с ученика спрашиваем в последнюю очередь. Ответственность за результат - в первую очередь ответственность государства, учредителей образовательного учреждения. Достаточно ли финансирование образования, насколько школы обеспечены учебниками, техникой и т.д.? Второй уровень - ответственность школы, потом - ответственность педагога, семьи и только после этого - спрос с самого ученика. Он последний, к кому предъявляются претензии за неуспех. К сожалению, до сих пор это не так.
Сегодня много говорится о так называемом общественном договоре между школой и семьей. Этот момент прописан в стандарте? Предложили и уже даже апробировали договор между семьей, школой и муниципалитетом. Ведь что такое общее образование? Это, по сути, выполнение государством конституционной нормы о предоставлении каждому гражданину возможности получить бесплатное общее образование. Это достаточно серьезная сумма денег и шанс, который получает семья - на воспитание и обучение своего ребенка. Насколько эффективно семья пользуется этим шансом, конечно, весьма серьезный момент. Предложили и уже даже апробировали договор между семьей, школой и муниципалитетом. Ведь что такое общее образование? Это, по сути, выполнение государством конституционной нормы о предоставлении каждому гражданину возможности получить бесплатное общее образование. Это достаточно серьезная сумма денег и шанс, который получает семья - на воспитание и обучение своего ребенка. Насколько эффективно семья пользуется этим шансом, конечно, весьма серьезный момент.
Семья и школа К сожалению, до сих пор у нас образование находится в зоне "публичного права". То есть фактически никаких мер воздействия на семью, по большому счету, а тем более санкций, предъявить нельзя. Увы, родители не всегда выполняют свои обязательства перед ребенком и перед обществом. Потому мы предложили заключить договор между семьей, школой и муниципалитетом о солидарной ответственности за обеспечение конституционного права ребенка на получение образования. К сожалению, до сих пор у нас образование находится в зоне "публичного права". То есть фактически никаких мер воздействия на семью, по большому счету, а тем более санкций, предъявить нельзя. Увы, родители не всегда выполняют свои обязательства перед ребенком и перед обществом. Потому мы предложили заключить договор между семьей, школой и муниципалитетом о солидарной ответственности за обеспечение конституционного права ребенка на получение образования.
Договор о взаимоотношениях школы и семьи В Педагогическом музее в Москве есть документ начала XX века - обязательство родителей перед гимназией. Звучало оно примерно так: поскольку мой сын, Пудовкин Всеволод, был удостоен чести быть принятым в гимназию, обязуюсь, что он будет вовремя приходить, аккуратно одеваться, всегда приходить в гимназической форме, что у него всегда будут карандаши, тетрадки и т.д. Потрясла последняя фраза: "Ежели он из гимназии будет изгнан, я обязуюсь, что он более не оденет формы гимназической, дабы не позорить оную". Честь мундира! В Педагогическом музее в Москве есть документ начала XX века - обязательство родителей перед гимназией. Звучало оно примерно так: поскольку мой сын, Пудовкин Всеволод, был удостоен чести быть принятым в гимназию, обязуюсь, что он будет вовремя приходить, аккуратно одеваться, всегда приходить в гимназической форме, что у него всегда будут карандаши, тетрадки и т.д. Потрясла последняя фраза: "Ежели он из гимназии будет изгнан, я обязуюсь, что он более не оденет формы гимназической, дабы не позорить оную". Честь мундира! Этические, нравственные нормы этого раритетного договора между гимназией и семьей производят огромное впечатление. И сейчас разработан такой договор, который воспринят школами как некий регулятор взаимоотношений и с властями, и с семьей. Этические, нравственные нормы этого раритетного договора между гимназией и семьей производят огромное впечатление. И сейчас разработан такой договор, который воспринят школами как некий регулятор взаимоотношений и с властями, и с семьей.