Формирование навыков Формирование лексических навыков Формирование грамматических навыков
Совершенст- вование навыков Совершенст- вование лексических навыков Совершенст- вование грамматических навыков
Развитие умения Развитие монологической речи Развитие умения читать Развитие диалогической речи
Формирование лексических навыков Цель обучения лексической стороне речи есть формирование продуктивного (обусловливающего развитие умений говорения и письма) и рецептивного (как условие осуществления рецептивных видов деятельности: чтения и аудирования) лексических навыков.
Продуктивный лексический навык – это синтезированное действие по вызову лексической единицы адекватно коммуникативной задаче (или ситуации общения) и ее правильному сочетанию с другими лексическими единицами. Автоматизированность, гибкость и устойчивость данного сложного действия обеспечивают ситуативное использование слова в речи.
Рецептивный лексический навык – синтезированное действие по распознанию графического или фонетического образа лексической единицы и соотнесению формы слова с его значением.
Формирование лексических навыков предусматривает три этапа: ознакомление с функцией слова, его значением, формальными признаками; тренировку в усвоении слов; речевая практика т.е. применение новых лексических единиц в устной и письменной речи.
Подготовительные упражнения 1. Упражнения в дифференциации и идентификации: определите на слух (найдите в тексте) слова, относящиеся к одной теме (синонимическому ряду, к одной словообразовательной модели и др); сгруппируйте слова по указанному признаку; найдите в тексте (подберите на память) антонимы к словам, данным на доске; просмотрите список речевых формул; назовите ситуации, в которых они могут использоваться, и др.
2. Имитация с преобразованием: ответьте на вопросы, придерживаясь следующего образца: Эрдэни ном бэдэрнэ гү? - Yгы, ручка (дэбтэр, шугам) бэдэрнэ. повторите предложение, закончите реплики, учитывая содержание первого предложения: Минии аба шатар наадаха дуратай. Минии …
3.Упражнения в развитии словообразовательной и контекстуальной догадки: определите значение незнакомых слов, образованных от известных корней и аффиксов; прочитайте следующий текст, обратите внимание на значение глаголов (гүйхэ - харайха, һони дуулаха – дуу дуулаха), придумайте примеры с этими глаголами.
4.Упражнения для обучения прогнозированию: назовите слова, которые могут сочетаться с данными существительными (прилагательными, глаголами): найдите окончание каждого предложения из вариантов, приведенных ниже; прочитайте ряд предложений, относящихся к одной теме, заполните пропуски словами и словосочетаниями, подходящими по смыслу;
5.Упражнения в расширении и сокращении предложений (диалогических единств, текстов): расширьте предложения по образцу, указанному ниже, употребите новые слова; расширьте одну из реплик диалогических единств за счет слов, указанных в скобках; сократите предложение, придерживаясь указанного образца; расширьте описание, опираясь на картинку и вербальные опоры:
6. Упражнения в эквивалентных заменах: замените подчеркнутые слова синонимами (антонимами): замените слова диалектного происхождения другими синонимическими понятиями; замените ответы на вопросы, придерживаясь образца: измените последнюю реплику диалогического единства, оставляя ответ положительным, и др.
7. Упражнения в расширении ассоциативных связей: составьте (расширьте) список формул приветствий; используйте другие эмоционально- оценочные слова при ответе на вопрос,
Урок формирования лексических навыков На первом этапе, когда ученики еще не знают, какой текст они будут читать (слушать) на следующем уроке, учитель отбирает из текста новые слова, подлежащие усвоению. И если к концу урока ученики усвоят значения новых слов, будут понимать их в высказываниях учителя, смогут записать эти слова и, главное, употребить их в своих репликах считайте, что цель первого этапа достигнута.
Тема урока: (указывается разговорная тема). Цель урока: Речевой материал: 1) Указывается новый материал (конкретно). 2) Указывается материал для повторения, например, перечисляются слова из предыдущих циклов уроков. Критерии их отбора таковы: необходимость для беседы по теме и трудность усвоения для учащихся. Конкретное перечисление речевых единиц для повторения (впрочем, как и новых) должно побуждать учителя включать их во все упражнения. На каждый урок для повторения следует отбирать немного слов (не более десяти), но делать это систематически.
Намечается обычно три главных вида работы: речевая зарядка либо речевая подготовка, вводящие в атмосферу иноязычного общения Ознакомление с новыми словами, с их значениями (семантизация) автоматизация лексических единиц.
У речевой зарядки и речевой подготовки много общего: и то и другое направлено на создание в начале урока атмосферы иноязычного общения и может быть одинаковым по содержанию и технологии проведения. Однако у речевой подготовки есть один существенный, обязательный признак - ее материал (слова, модели) всегда связан с материалом урока: напоминание его ученикам необходимо для успешной работы.
Cемантизации лексических единиц. Наиболее гибким является рассказ с элементами беседы. Готовясь к уроку, учитель на основе знакомого ученикам материала составляет небольшой рассказ, включая в него все новые слова. Напомним, что по содержанию рассказ не должен совпадать с предстоящим разговорным текстом: если текст о летних каникулах, можно рассказать о зимних и т. п. Дойдя до фразы с новыми словами, учитель замедляет речь, выделяет слово интонацией, вычленяет его из фразы, затем любым из известных приемов (через синоним, антоним, контекст, наглядность, перевод и т. д.) раскрывает его значение и, наконец, снова включает в ту же фразу. Для закрепления слов в памяти учащихся используются три вида вопросов - общие, альтернативные, специальные. С повышением ступени обучения время на семантизацию должно уменьшаться. Во всяком случае, семантизации уделять неболее 10 минут урока.
Важнейшим видом работы на уроках I типа является автоматизация употребления речевого материала, т. е. доведение владения им до уровня навыка. Автоматизация происходит на основе условно-речевых упражнений (УРУ), с которыми учителю полезно будет ознакомиться подробнее. Это упражнения не совсем обычные, поэтому важно понять их сущность и специфику.
1)Имитативные УРУ характеризуются тем, что ученик свою реплику полностью имитирует по реплике учителя. 2)Подстановочные УРУ требуют от ученика подстановки в модель усваиваемого речевого образца какой- либо другой единицы. 3)Трансформационные УРУ предполагают трансформацию воспринятой формы.
4)Репродуктивные УРУ предполагают самостоятельное воспроизведение усвоенной формы.
Другие упражнения. а)«Правильно ли это?» Бадма һайн зурадаг Yгы. Бадма муу зурадаг. б)«Поинтересуйтесь чем-нибудь, что связано с моим высказыванием». Би ном унщаха дуратайб. Ши уншаха дуратайгши? в)«Чем вы интересуетесь? Поделитесь с нами!» На доске можно написать: «Би... дуратайб» Через две-три фразы образец (или его часть) стирается. Такое упражнение хорошо подходит для усвоения глаголов: «Я думаю о...», «Я участвую в...» и т. п.
г)Вопросно-ответные упражнения, при выполнении которых важно различать три вида вопросов: 1) общие; 2) альтернативные; 3) специальные. Вот примеры: 1) Ты идешь в кино? Да, в кино. 2) Ты идешь в кино или в театр? В кино. 3) Куда ты идешь? В кино. д)Косвенный вопрос. Летом ты, плаваешь, а зимой? Зимой я катаюсь на лыжах.
Следующий этап совершенствование лексических навыков. Усвоенные в основном устно, слова воспринимаются теперь зрительно, к тому же в новых контекстах, в новых сочетаниях. И чем таких сочетаний больше, тем прочнее будут лексические навыки.
Цель урока: (учебная цель направлена на совершенствование либо навыков устной речи (разговорный текст предъявляется на слух), либо навыков письменной речи (текст предъявляется зрительно), либо лексических навыков говорения, либо грамматических навыков говорения, либо тех и других вместе).
Речевой материал: 1) Весь материал, усвоенный на первом этапе и представленный в виде разговорного текста (текстов). 2) Дополнительный материал из предыдущих циклов уроков.
Речевая подготовка - активизация материала предыдущих уроков, необходимая для лучшего восприятия разговорного текста. Чтение (слушание) разговорного текста (конечно, с определенной речевой задачей). Упражнения с материалом разговорного текста (комбинирование, перефразирование, трансформация). Это основная часть урока.
Разговорный текст - это не просто материал для дальнейшей активизации и тем более не конечная цель. Он выполняет три функции: 1) является стимулом для общения; 2) является основой, базой для создания ситуаций; 3) служит речевым образцом, равняясь на который, ученик будет затем высказываться сам.