Кто, угадай-ка, Седая хозяйка? Тряхнет перинки – Над миром пушинки.
Он пушистый, серебристый, Но рукой его не тронь: Станет капелькою чистой, Как поймаешь на ладонь.
Он колючий, светло-синий По кустам развешан …
Что за звездочки сквозные На пальто и на платке? Все сквозные, вырезные. А возьмешь – вода в руке.
Я слово замечательное, - Сказало прилагательное, - Я равного себе не знаю: Я признаки обозначаю. Без признаков предмета нет- Об этом знает целый свет. «ЗНАКОМЬТЕСЬ, ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ !»
Задачи на уроке: Повторить изученное об имени прилагательном, уметь находить прилагательные в предложении, определять их грамматические признаки, синтаксическую роль. Используя языковой материал по теме «Зима», узнать, какова роль прилагательных в речи. Создать собственный текст, используя имена прилагательные.
СОГЛАСУЕТСЯ С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ ЗНАЧЕНИЕ ИМЕЕТ 2 ФОРМЫ В ПАДЕЖЕ В ЧИСЛЕ В РОДЕ ПОЛНАЯ КРАТКАЯ ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА СКАЗУЕМОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ
В чем основная мысль текста? Каким бывает снег? -Золотым, - сказало утро и осветило лес. -Голубым, - проговорило небо. -Синим, - прошептали деревья. -Холодным, - произнесла белая куропатка и спряталась в снег. -Серебряным, - промолвила луна, поднимаясь к звездам.
ВМЕСТО ТОЧЕК ВСТАВЬТЕ ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ Русский лес Хорош русский лес зимою! В … день выйдешь в лес на лыжах. Лежат под деревьями … сугробы. Над … тропинками согнулись под тяжестью инея стволы … деревьев. Сорвется такая … шапка с вершины … ели, рассыплется … …пылью. Спят … сосны. … тени их … стволов лежат на … сугробах.
РУССКИЙ ЛЕС Хорош русский лес зимою! В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах. Лежат под деревьями глубокие сугробы. Над лесными тропинками согнулись под тяжестью инея стволы молодых деревьев. Сорвется такая белая шапка с вершины высокой ели, рассыплется серебристой легкой пылью… Спят высокие сосны. Синеватые тени их стройных стволов лежат на белых сугробах.
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕГРАММАТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ Тихий, зимний день глубокие сугробы Над лесными тропинками молодых деревьев белая шапка – высокой ели серебристой легкой пылью ед.ч., м.р., вин.п. мн.ч., им.п. мн.ч., тв.п. мн.ч., род.п. ед.ч., ж.р., им.п. ед.ч., ж.р., род.п. ед.ч., ж.р., тв.п.
Полная формаКраткая форма тихий день глубокие и чистые сугробы молодых деревьев высокой ели легкой пылью ДЕНЬ (КАКОВ?) ТИХ СУГРОБЫ ГЛУБОКИ И ЧИСТЫ ДЕРЕВЬЯ МОЛОДЫ ЕЛЬ ВЫСОКА ПЫЛЬ ЛЕГКА
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (движения в соответствии с текстом) Раз! Подняться. Два! Согнуться, разогнуться. Три! В ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре! – руки шире. Пять – руками помахать. Шесть – за парту тихо сесть.
ЧАСТЬ … ОБОЗНАЧАЕТ… ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ … ИЗМЕНЯЕТСЯ ПО… СОГЛАСУЕТСЯ С... В ПРЕДЛОЖЕНИИ МОЖЕТ БЫТЬ …И… ДЕЛАЕТ НАШУ РЕЧЬ …
Закончить сочинение-описание по картине. Дополнительное задание. Написать грамматическую сказку о прилагательном, его роли в речи.
Я - часть речи интересная, Широко в миру известная: Опишу любой предмет - В этом равных со мной нет. Речь со мною выразительна, И точна и удивительна. Чтоб красиво говорить, Мною нужно дорожить. О.Головко
Правила составления синквейна. 1) одно слово – существительное (тема синквейна). 2) два прилагательных, раскрывающих тему сиквейна. 3) три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. 4) фраза – афоризм, при помощи которого нужно выразить своё отношение к теме ( крылатое выражение, цитата, пословица ). 5) слово-резюме, которое даёт новую интерпретацию темы, выражает личное отношение автора синквейна к теме.
Творческих успехов ! Спасибо за работу !