РОЖДЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
Через заблуждения, противоречия и переживание следующих кризисов: миросозерцания (Н.А. Бердяев), кризиса идентичности (Э. Эриксон), кризиса индивидуальности (С. Холл), кризиса самосознания (Ж.-Ж. Руссо), кризиса развития (Д.И. Фельдштейн), кризиса освобождения от детской зависимости (Э. Шпрангер), кризиса «бури и натиска» (А. Фрейд), кризиса персональности (В.А. Петровский). Рождение индивидуальности
Суть преодоления: проиграть или выиграть битву с вызовом зависимости посредством пробуждения индивидуального сознания и самостоятельного мышления «СПРАШИВАЕМЫМ» Самое трудное: признать и принять себя «СПРАШИВАЕМЫМ»
Сальвадор Дали «Два отрока» Без лица: отождествление с шаблонами, социальными привычками, с которым человек срастается; отсутствие потребности в самонаблюдении, самосовершенствовании, самоуглублении. С лицом: путь Разотождествления; встреча со своей индивидуальностью. Приобретение своего лица подобно родам, во время которых человек вытаскивает собственное мнение ( Аристотель ). Подчинить себя совести – к органу смысла – значит «Стать Господином своей воли и рабом диалога с самим собой» Мария фон Энбер
ТОЧКА БИФУРКАЦИИ Рис. 1. Направления личностных изменений в точке выбора
(+) (-) (0) (+) (-) (0) (+) (-) (0) (+) (-) (0) Направление изменений у конструктивной личности Направление изменений у деструктивной личности В центре, человек выбирает траектории, которые гармонично могут вписываться в Мир
Главное в школе обращать внимание на развитие потенциалов : потенциал Разума потенциал Воли потенциал Чувств потенциал Тела Общественный потенциал Креативный потенциал Духовный потенциал Акцентировать внимание не на деньгах, а на активизации мобильности, находчивости, сообразительности
О чем важно сказать?! до 7 лет до 14 лет до 21 года
ВАЖНО, чтобы взрослый : умел проживать со своим ребенком все жизненные ситуации «здесь и сейчас»; умел отходить от требования механически поступать в ВУЗ; разрешал выпускнику определяться в разных направлениях и самостоятельно решать, что является для него важным; давал возможность выпускнику остановиться ( сделать «вдох» и «выдох» ): осмотреться, оглянуться и определить где он во всем этом Мире; умел концентрироваться в точке бифуркации и определять вектор движения; не делать точку ЕГЭ жирной и основной.