Профессиональный рост педагога дополнительного образования как фактор повышения качества образовательной деятельности.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр развития творчества детей и юношества «Росток» город Чебоксары Чувашской Республики Профессиональное развитие педагога дополнительного образования - необходимость сегодняшнего дня
. Стратегической целью государственной политики в области образования заявлено повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики и современными потребностями общества. Для реализации этой цели в качестве одной из приоритетных задач: предлагается «обеспечить качество образовательных услуг и эффективности управления образовательными организациями, включая развитие системы долнительного образования школьников, расширение форм предоставления услуг раннего развития детей и дошкольного образования (с обеспечением двух лет образования до школы каждому ребенку), развитие услуг раннего образования и консультирования для семей с детьми».
«Как никто не может дать другому того, чего не имеет сам, так не может развивать, воспитывать и образовывать других тот, кто сам не является развитым, воспитанным и образованным». А. Дистервег писал, имея в виду учителя: «Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием»
Педагог должен обладать определенными знаниями Педагог должен обладать определенными знаниями Общая культура, широкий культурный кругозор.Знание базовой программы по профилю дополнительного образования.Знание педагогических технологий и инноваций.Знание методики воспитания и образования детей и подростков.Знание возрастной психологии.Знание диагностических методик.Знание индивидуальных особенностей учеников
ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛА ОТЛИЧАЕТ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛА ОТЛИЧАЕТ Любовь к детям, открытость к принятию позиции другого (взрослого и ребенка) и вера в силы и возможности учеников Любовь к детям, открытость к принятию позиции другого (взрослого и ребенка) и вера в силы и возможности учеников Интерес к внутреннему миру ребенка Интерес к внутреннему миру ребенка Стремление постоянно соотносить свои действия, поступки, намерения, интересы с интересами своих учеников Стремление постоянно соотносить свои действия, поступки, намерения, интересы с интересами своих учеников Ценность красоты, гармонии - эстетическая направленность Ценность красоты, гармонии - эстетическая направленность Нравственность, чувство моральной ответственности, долга, гражданственность Нравственность, чувство моральной ответственности, долга, гражданственность Позитивная направленность на воспитательную деятельность (единство бучения и воспитания) Позитивная направленность на воспитательную деятельность (единство бучения и воспитания) Творчество в педагогическом процессе Творчество в педагогическом процессе Любовь к своей профессии Любовь к своей профессии Потребность в передаче знаний Потребность в передаче знаний Самовоспитание и стремление к самосовершенствованию, самоактуализации, выявлению и развитию своих способностей и возможностей. Самовоспитание и стремление к самосовершенствованию, самоактуализации, выявлению и развитию своих способностей и возможностей.
Слово «компетентный» происходит от лат. сompetentis – «соответствующий, надлежащий, способный». Профессиональная компетентность это характеристика Слово «компетентный» происходит от лат. сompetentis – «соответствующий, надлежащий, способный». Профессиональная компетентность это характеристика степени соответствия требованиям профессии; выраженная способность применять свои знания и навыки, способность к постоянному профессиональному росту и повышению квалификации, реализация себя в профессиональном труде. Компетентность интегральная. Важным критерием сформированности профессионально-деятельностного компонента психолого-педагогической компетентности является умение педагога самостоятельно разрешать педагогические ситуации, способствуя личностному развитию ученика. Компетентность интегральная характеристика, отражающая деловые и личностные качества специалистов. Это способность успешно действовать, решать задачи определенного рода деятельности на основе знаний, умений, навыков, опыта. Важным критерием сформированности профессионально-деятельностного компонента психолого-педагогической компетентности является умение педагога самостоятельно разрешать педагогические ситуации, способствуя личностному развитию ученика. Профессиональная компетентность педагога включает в себя психологопедагогическую компетентность трех составляющих труда учителя: 1)педагогическую деятельность, 2) педагогическое общение, 3) личностное развитие педагога.
Гностические умения: Умение систематически пополнять свои знания путем самообразования Умение систематически расширять свои знания путем изучения опыта коллег Умение добывать знания из собственной педагогической практики Умение изучать личность каждого ученика и способности для выявления уровня развития Умение изучать достоинства и недостатки собственной личности и деятельности и соответственно перестраивать свою деятельность. Умение методически анализировать и практически оценивать образовательные программы, пособия, средства обучения и творчески их использовать;
Конструктивные умения: Конструктивные умения:.Выбор оптимальных приемов и способов работы с учениками с учетом общих и частных целей педагогического процесса Отбор и дозировка необходимого материала с учетом уровня развития обучающихся. (образовательная программа) Умение сделать учебный материал доступным для усвоения учеников. Определение способов контроля усвоения материала и уровня Определение способов контроля усвоения материала и уровня сформированности умений. Умение предусмотреть возможные затруднения учеников в тех или иных видах деятельности, выбрать соответственно формы работы. Рациональное распределение различных видов деятельности по времени.
Проектировочные умения: Планирование системы воспитательно-образовательной работы Планирование работы с учениками с учетом результатов диагностики Умение фиксировать существенное в развитии ребенка, предвидеть перспективы, динамику становления личности каждого воспитанника и коллектива в целом Определение наиболее рациональных видов деятельности по овладению знаниями, умениями и навыками по различным разделам программы обучения по преподаваемому виду деятельности
Коммуникативные умения:. Умение устанавливать и поддерживать контакты с учениками..Умение устанавливать и поддерживать контакты с коллегами..Умение устанавливать и поддерживать контакты с родителями..Умение встать на позицию другого и координировать разные точки зрения, осуществляя обмен мнениями.Умение строить отношения в педагогическом коллективе, сотрудничать.Умение слушать и слышать другого.Умение оказывать эмоциональную поддержку тому, кто в ней нуждается.Умение предотвращать и разрешать конфликты.
Каковы могут быть результаты самообразования: - повышение качества преподавания предмета, по которому будет определяться эффективность обучения учащихся; - разработка новых форм, методов, приемов обучения; - выработка методических рекомендаций по применению педагогических технологий; - разработка и проведение открытых уроков; - создание комплектов педагогических разработок; - обобщение опыта по исследуемой теме;
Научить творчеству нельзя. Саморазвитие – признак профессионала высокого класса.