СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ПЕДАГОГИКА Н.И. Черкасова Заместитель руководителя стажировочной площадки
Дефектология – педагогическая наука, которая изучает психофизические особенности развития аномальных детей, закономерности их воспитания, обучения и образования. Коррекционная педагогика – наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции управления процессом развития индивидуальности и личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, нуждающегося в специальных индивидуализированных методах воспитания и обучения, обусловленных наличием у него физического или психического недостатка. Специальная педагогика является составной частью педагогики, одной из ее ветвей. СП – это теория и практика специального (особого) образования лиц с отклонением в физическом и психическом развитии, для которых образование в обычных педагогических условиях, определяемых существующей культурой, при помощи общепедагогических методов и средств, затруднительно или невозможно.
Объект – специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями Субъект – человек с ограниченными возможностями здоровья, имеющий вследствие этого особые образовательные потребности Предмет – теория и практика специального образования
ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ Общепедагогические – воспитание и обучение Специальные: Коррекция Компенсация Реабилитация (абилитация) Дети с ОВЗ Специальное (коррекционное) образование Недостаток Тяжелый недостаток Сложный недостаток (ССН) Специальные условия для получения образования Специальные (коррекционные) учреждения
Цель общей педагогики – достижение развивающейся личностью социализации и самореализации СП – достижение максимально возможной самостоятельности и независимой жизни
ЗАДАЧИ изучает педагогические закономерности развития личности в условиях ограниченных возможностей жизнедеятельности; в соответствии со структурой нарушения и социально-личностными условиями его проявления определяет коррекционные и компенсаторные возможности конкретного человека с конкретным нарушением; определяет и обосновывает построение педагогических классификаций лиц с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности; изучает закономерности специального образования, существующие педагогические системы образования лиц с ограниченными возможностями, прогнозирует возникновение и развитие новых педагогических систем; разрабатывает научные основы содержания образования, принципы, методы, технологии, организационные условия специального образования;
разрабатывает и реализует образовательные коррекционно-педагогические, компенсационные и реабилитационные программы образования лиц с ограниченными возможностями; изучает и осуществляет процессы социального и средового адаптирования, абилитации и реабилитации, интеграции лиц с ограниченными возможностями на различных ступенях жизненного цикла человека; разрабатывает и реализует программы профориентации, профконсультирования, профессиональной подготовки, социально-трудовой адаптации лиц с ограниченной трудоспособностью; взаимодействует с социальной педагогикой по всем проблемам, относящимся к людям, имеющим ограниченные возможности жизнедеятельности и выходящим за рамки общепринятого социокультурного стандарта; исследует, разрабатывает и реализует педагогические средства и механизмы профилактики возникновения нарушений развития; совместно с общей педагогикой разрабатывает и реализует концепцию интеграции в образовании и социокультурной сфере, осуществляет психолого- педагогическую подготовку родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности.
ПРИНЦИПЫ Педагогического оптимизма Ранней педагогической помощи Коррекционно-компенсирующей направленности образования Социально-адаптирующей направленности образования Развития мышления, языка и коммуникации как средств специального образования Деятельностного подхода в обучении и воспитании Дифференцированного и индивидуального подхода Необходимости специального педагогического руководства