Психологическая готовность ребенка к школе Максутова Н.Г., к.психол. наук, зам. директора ГБОУ ЦПМСС «Лекотека»
Психологическая готовность к школе личностнаяинтеллектуальная
Интеллектуальная готовность Память Внимание Запас знаний и представлений Умение действовать во внутреннем плане
ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ Умение подчинять действия правилу Умение выполнять требуемое задание по зрительному образцу Умение ориентироваться на заданную систему требований Умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять устные задания
Мотивационная готовность ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ МОТИВЫ Любознательность, «Хочу узнать новое» СОЦИАЛЬНЫЕ МОТИВЫ Роль ученика Потребность в общении со взрослым на новом уровне Потребность в общении со сверстниками и умение подчинять поведение законам группы
НЕТ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ МОТИВОВ ЕСТЬ СОЦИАЛЬНЫЕ МОТИВЫ Роль ученика Потребность в общении со взрослым на новом уровне Учеба за одобрение
ЕСТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ МОТИВЫ Любознательность, «Хочу узнать новое» НЕТ СОЦИАЛЬНЫХ МОТИВОВ Не интересно делать домашние задания Проблемы поведения на уроках
ЧТО ДЕЛАТЬ
Интеллектуальная готовность Память Внимание Запас знаний и представлений ВМЕСТЕ: читать детские книжки, рисовать, придумывать сказки, играть в слова обсуждать разные природные явления, обращающие на себя внимание, проговаривать то, что видели на прогулке и т.п.
Интеллектуальная готовность Умение действовать во внутреннем плане Организация самостоятельных практических действий
ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ Умение подчинять действия правилу Умение выполнять требуемое задание по зрительному образцу ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ ЛОТО, ШАШКИ И Т.П ИГРЫ ТИПА «Да» и «Нет» не говорите, «белое» и «черное» не называйте СРИСОВЫВАНИЕ Игры «Делай как Я» без слов
ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ Умение ориентироваться на заданную систему требований Умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять устные задания ребенок знает «НЕТ» и «НЕЛЬЗЯ» и умеет себя останавливать самостоятельность Ребенок выполняет речевые инструкции взрослого (Родители, ЖДИТЕ ответа или действия)
Мотивационная готовность ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ МОТИВЫ Любознательность, «Хочу узнать новое» Отвечайте на «Почему?» Ищите в окружающем мире неизвестное, незнакомое, непонятное, вызывающее вопрос Будьте внимательны к интересам ребенка Пример родителей, имеющих разнообразные интересы
Мотивационная готовность СОЦИАЛЬНЫЕ МОТИВЫ Роль ученика Потребность в общении со взрослым на новом уровне Потребность в общении со сверстниками и умение подчинять поведение законам группы Хочет идти в школу, положительное отношение к школе Имеет потребность в одобрении со стороны взрослого умеет договариваться умеет кооперироваться спокойно чувствует себя в условиях конкуренции
Любите меня и не забывайте выражать свою любовь (взглядом, улыбкой, прикосновением). Любите меня просто за то, что я есть, и я стану еще лучше. Не бойтесь проявлять твердость по отношению ко мне, особенно это касается ваших родительских требований. Я должен знать границы дозволенного. Не сравнивайте меня с другими. Я имею право быть другим и я единственный такой на всей земле. Я очень вас люблю и всегда хочу быть любимым вами. Поэтому не огорчайтесь, когда я раздражаюсь и злюсь на вас, когда капризничаю или кричу. Это пройдет. Мои чувства, как и ваши, не вечны. Возможно, я хочу, чтобы вы больше обращали на меня внимания. ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ОТ РЕБЕНКА
Никогда не обзывайте меня. Это больно ранит меня, тогда рушатся все мои надежды и я не верю в себя. Не бейте и не унижайте меня. Я вырасту и буду мстить всему миру, наказывая себя и своих детей и делая вас несчастными. Дайте мне право на ошибку и не заставляйте меня считать, что мои ошибки - преступления. Всем люди могут ошибаться. Никто не совершенен. Найдите время и выслушайте меня. Иногда мне хочется рассказать о себе и моих проблемах. Не вызывайте у меня чувство вины и не говорите: "Из-за тебя в моей жизни ничего не складывается!" Ведь я не отвечаю за проблемы взрослых. ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ОТ РЕБЕНКА
Помните, что я многому учусь у вас и хочу быть похожим на вас. Будьте готовы воспринимать меня как личность, отдельную от вас и не похожую на вас. Представляйте требования, которые соответствуют моему возрасту. Не делайте мне замечаний в присутствии других людей. Заботьтесь обо мне! ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ОТ РЕБЕНКА
Спасибо за внимание!