Самостоятельная работа как фактор повышения качества математических знаний и умений учащихся.
В зависимости от педагогической цели обучающие проверочные Самостоятельные работы
Самостоятельные работы обучающего характера - работы, связанные с подготовкой детей к восприятию нового учебного материала; - работы, связанные с подготовкой детей к восприятию нового учебного материала; - работы, связанные с приобретением новых знаний; - работы, связанные с приобретением новых знаний; - работы, направленные на расширение и углубление приобретенных знаний; - работы, направленные на расширение и углубление приобретенных знаний; - работы тренировочного характера, целью которых является закрепление усвоенных ранее знаний, умений и навыков. - работы тренировочного характера, целью которых является закрепление усвоенных ранее знаний, умений и навыков.
Самостоятельные работы проверочного характера - контрольные работы, целью которых является учет и оценка знаний учащихся; - контрольные работы, целью которых является учет и оценка знаний учащихся; - проверочные работы, не носящие учетного характера, которые проводятся учителем с целью уточнения уровня подготовки детей, их возможностей, что необходимо для правильного определения содержания и методики дальнейшего обучения (такие работы могут не оцениваться; они проводятся, например, в начале года, с тем чтобы установить, что из пройденного ранее забыто детьми за время каникул, при повторении пройденного за год в конце учебного года). - проверочные работы, не носящие учетного характера, которые проводятся учителем с целью уточнения уровня подготовки детей, их возможностей, что необходимо для правильного определения содержания и методики дальнейшего обучения (такие работы могут не оцениваться; они проводятся, например, в начале года, с тем чтобы установить, что из пройденного ранее забыто детьми за время каникул, при повторении пройденного за год в конце учебного года).
В зависимости от характера деятельности учащихся самостоятельное применение знаний, умений и навыков, приобретенных ранее под руководством учителя в условиях, аналогичных тем, в которых они формировались самостоятельное применение знаний, но в условиях, в большей или меньшей степени отличающихся от тех, которые имели место при формировании знаний, умений и навыков, применяемых детьми в ходе выполнения задания Самостоятельные работы творческие работы, требующие от детей проявления Самостоятельности в постановке вопроса и поисках пути его решения, самостоятельного получения вывода, самостоятельного отбора материала необходимого для составления задачи. подражании, воспроизведении учащимися действий учителя и его рассуждений
Самостоятельные работы могут быть подразделены в зависимости от учебного материала, на котором они и проводятся. работы,направленные на формирование на формированиеосновныхматематическихпонятий работы, связанные с обучением решения задач, примеров, практических работ Самостоятельные работы
Самостоятельная работа в группах Группы объединённые по уровню знаний (примерно одинаковый уровень) Группы состоящие из учащихся разного уровня подготовки Самостоятельные работы Группы меняющегося состава. Устоявшиеся пары (сидящие за одной партой)
Каковы признаки групповой работы? Каковы признаки групповой работы? Не любое совместное выполнение на уроке задания группой учащихся класса можно назвать групповой формой организации работы. Это происходит, если выполняются следующие условия: на данном уроке класс делится на группы для решения конкретных учебных задач; на данном уроке класс делится на группы для решения конкретных учебных задач; состав группы должен быть таким, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы; состав группы должен быть таким, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы; каждая группа получает задание или выбирает его самостоятельно из числа заданий, предложенных учителем, и выполняет его сообща под руководством коллективно выбранного лидера группы; каждая группа получает задание или выбирает его самостоятельно из числа заданий, предложенных учителем, и выполняет его сообща под руководством коллективно выбранного лидера группы; учитывается и оценивается вклад в выполнение задания каждого члена группы. учитывается и оценивается вклад в выполнение задания каждого члена группы.
Каковы плюсы групповой формы работы? Во- первых, повышается учебная и познавательная мотивация учеников. Во- первых, повышается учебная и познавательная мотивация учеников. Во-вторых, снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач. Во-вторых, снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач. В-третьих, в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. При совместном выполнении задания происходит взаимообучение, поскольку каждый ученик вносит свою лепту в общую работу. В-третьих, в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. При совместном выполнении задания происходит взаимообучение, поскольку каждый ученик вносит свою лепту в общую работу. Не стоит забывать о том, что задача школы не сводится только к развитию мыслительных навыков, расширению кругозора, обучению основам теоретических знаний. Школа также должна содействовать личностному росту каждого ученика, развитию его коммуникативных навыков, которые окажутся не менее востребованными в дальнейшей жизни. Именно групповая работа способствует улучшению психологического климата, а классе, развитию толерантности, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения. Не стоит забывать о том, что задача школы не сводится только к развитию мыслительных навыков, расширению кругозора, обучению основам теоретических знаний. Школа также должна содействовать личностному росту каждого ученика, развитию его коммуникативных навыков, которые окажутся не менее востребованными в дальнейшей жизни. Именно групповая работа способствует улучшению психологического климата, а классе, развитию толерантности, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения.
Каковы минусы и трудности организации групповой работы на уроке? Часто учащихся объединяют в группы по принципу сильный - слабый. При таком объединении не выигрывает ни тот, ни другой: слабый большей частью получает знания, которыми с ним делится сильный. Нередко более слабый ученик просто не решается высказать своё мнение, полагаясь на то, что более успешный в учёбе одноклассник лучше знает, как решить стоящую перед ним задачу. Поэтому объединение партнёров с разным интеллектуальным уровнем целесообразно только в редких случаях и требует определённой организации. Часто учащихся объединяют в группы по принципу сильный - слабый. При таком объединении не выигрывает ни тот, ни другой: слабый большей частью получает знания, которыми с ним делится сильный. Нередко более слабый ученик просто не решается высказать своё мнение, полагаясь на то, что более успешный в учёбе одноклассник лучше знает, как решить стоящую перед ним задачу. Поэтому объединение партнёров с разным интеллектуальным уровнем целесообразно только в редких случаях и требует определённой организации. Дополнительные затрату времени учителя, т.к. для разных групп требуется продумать и разработать разную подборку заданий. Дополнительные затрату времени учителя, т.к. для разных групп требуется продумать и разработать разную подборку заданий. Трудности в адекватной оценке участия в выполнении заданий каждого члена группы. Трудности в адекватной оценке участия в выполнении заданий каждого члена группы. Своевременная и качественная проверка выполненных заданий. Способ проверки нужно заранее продумать: должна ли она затрагивать другие группы, сколько времени она займёт, и как организовать работу по выявлению ошибок допущенных в группах. Своевременная и качественная проверка выполненных заданий. Способ проверки нужно заранее продумать: должна ли она затрагивать другие группы, сколько времени она займёт, и как организовать работу по выявлению ошибок допущенных в группах. Как разделить на группы. Если учитель хорошо знает, как относятся друг к другу его ученики, то он сам должен сформировать группы. Если такой информации у него нет, то можно обратиться к учащимся с вопросом: «С кем бы вы хотели работать в одной группе?» Доказано, что результаты совместной деятельности сильно зависят от межличностных отношений. Если в группу входят учащиеся, которые испытывают друг к другу неприязнь, то результативность работы будет крайне минимальной. Правда, иногда случается, что общая цель, необходимость согласованных действий, ответственность друг перед другом отодвигают антипатии на второй план. Как разделить на группы. Если учитель хорошо знает, как относятся друг к другу его ученики, то он сам должен сформировать группы. Если такой информации у него нет, то можно обратиться к учащимся с вопросом: «С кем бы вы хотели работать в одной группе?» Доказано, что результаты совместной деятельности сильно зависят от межличностных отношений. Если в группу входят учащиеся, которые испытывают друг к другу неприязнь, то результативность работы будет крайне минимальной. Правда, иногда случается, что общая цель, необходимость согласованных действий, ответственность друг перед другом отодвигают антипатии на второй план.
Слагаемые группового метода: – учитель переходит с позиций носителя знаний (дающего знания) в позицию организатора собственной познавательной деятельности учащихся, т.е. учитель поддерживает познавательную деятельность ученика; – учитель переходит с позиций носителя знаний (дающего знания) в позицию организатора собственной познавательной деятельности учащихся, т.е. учитель поддерживает познавательную деятельность ученика; – мотивирует познавательную деятельность ученика на уроке за счет коммуникации, взаимопонимания и добивается либо интереса, либо устойчивого положительного отношения к предмету; – мотивирует познавательную деятельность ученика на уроке за счет коммуникации, взаимопонимания и добивается либо интереса, либо устойчивого положительного отношения к предмету; – организует творческие и самостоятельные работы на уроке; – организует творческие и самостоятельные работы на уроке; – использует коллективные способы обучения, включает всех учащихся в коллективную деятельность, организует взаимопомощь; – использует коллективные способы обучения, включает всех учащихся в коллективную деятельность, организует взаимопомощь; – организует помощь в деятельности ученику, проявляет внимание к его деятельности, что подчеркивает ее значимость; – организует помощь в деятельности ученику, проявляет внимание к его деятельности, что подчеркивает ее значимость; – создает ситуацию успеха, т. е. разрабатывает такое задание и такую методику, при которой ученик обязательно справится с работой; – создает ситуацию успеха, т. е. разрабатывает такое задание и такую методику, при которой ученик обязательно справится с работой; – создает обстановку, располагающую ученика к деятельности, вызывающей положительные эмоции; – создает обстановку, располагающую ученика к деятельности, вызывающей положительные эмоции; – организует гуманную систему взаимоотношений учитель–ученик, ученик– учитель при сочетании требовательности и уважения к личности, положительных эмоций в общении; – организует гуманную систему взаимоотношений учитель–ученик, ученик– учитель при сочетании требовательности и уважения к личности, положительных эмоций в общении; – организует самоанализ собственной деятельности ученика и ее самооценку. – организует самоанализ собственной деятельности ученика и ее самооценку.
Опыт моей работы позволяет сделать следующие выводы: Одним из путей развития творческой активности учащихся, совершенствования процесса обучения математике является умело организованная система самостоятельных работ. Систематическое проведение самостоятельных работ и повышение их учебно-познавательной роли в учебном процессе содействует значительному улучшению качества математической подготовки школьников. Органически связывая изучение теоретических вопросов с практической деятельностью, самостоятельные работы дают возможность самостоятельно ликвидировать пробелы в знаниях, расширять знания, творчески применять их в решении различных практических задач. Контроль за выполнением самостоятельных работ содействует организации тематического учёта знаний школьников, помогает мобилизовать деятельность учащихся, способствует развитию мышления учащихся.
Опыт организации групповой работы позволил сделать следующие выводы: 1) Не стоит принуждать к общей работе детей, которые не хотят работать вместе. 2) Разрешить переменить место ученику, который хочет работать один. 3) Нельзя требовать абсолютной тишины. Должен быть условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума. 4) Нельзя ожидать быстрых результатов, переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, кропотливый труд учителя, терпение.
Желаю удачи!