Центр АРТ-образования. Всероссийский конкурс «Гордость Отчизны»: Юбилейные даты России в 2013 году (история и культура) Презентация к внеклассному мероприятию, посвященному 1150-ти летию со времени возникновения славянской письменности Тема «Из истории русского языка» Авторы Рябова Ирина Сергеевна, уч. истории Шуклина Алина Евгеньевна, 9 класса Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия 10» Г. Новокузнецк
Из истории русского языка
По широкой Руси – нашей матушке Колокольный звон разливается. Ныне братья святые Кирилл и Мефодий За труды свои прославляются. Вспоминают Кирилла и Мефодия, Братьев славных, равноапостольских, В Белоруссии, в Македонии, В Польше, Чехии и Словакии, Хвалят братьев премудрых в Болгарии, В Украине, Хорватии, Сербии. Все народы, что пишут кириллицей, Что зовутся издревле славянскими, Славят подвиг первоучителей, Христианских своих просветителей.
Содержание 1.Откуда родом русский язык 2.Праславянский язык 3.Глаголица 4.Кириллица 5.Церковнославянский язык
1. Откуда родом русский язык Русский язык относится к крупнейшим языкам мира: по числу говорящих на нем он занимает пятое место после китайского, английского, хинди испанского. СРЕДИ СЛАВЯНСКИЙХ ЯЗЫКОВ РУССКИЙ – САМЫЙ РАСПРОСТРАНЕННЫЙ
Древо языков Славянские ветви вырастают из мощного ствола индоевропейской языковой семьи. Распад индоевропейского языкового единства относят обычно к концу III началу II тысячелетия до нашей эры. Видимо, тогда же проходили процессы, приведшие к возникновению праславянского языка, к его выделению из индоевропейского.
2. Праславянский язык Праславянский язык это язык-предок всех славянских языков. Он не имел письменности и не был зафиксирован на письме. В ранний период своего существования он развивался относительно медленно, был в высокой степени единообразным, хотя в нем и тогда существовали диалектные различия В поздний период (приблизительно с IV по VI век нашей эры) в праславянском языке произошли многообразные и интенсивные изменения, которые привели к его распаду около VI века нашей эры и появлению отдельных славянских языков.
Славянские языки по степени их близости друг к другу принято делить на три группы: восточнославянскаярусский, украинский, белорусский; западнославянская: польский с кашубским диалектом, сохранившим определенную генетическую самостоятельность, серболужицкие языки (верхнее - и нижнелужицкие языки), чешский, словацкий и мертвый полабский язык, полностью исчезнувший к концу XVIII века южнославянская*: болгарский, македонский, сербскохорватский, словенский * южнославянским по происхождению является и старославянский язык первый общеславянский литературный язык.
Предком современных русского, украинского, белорусского языков был древнерусский (или восточнославянский) язык. В его истории можно выделить две основные эпохи: дописьменную (от распада праславянского языка до конца X в.) письменную.
Распад древнерусского языка привел к возникновению русского (или великорусского) языка, отличного от украинского и белорусского. Это произошло в XIV веке.
3. Глаголица Происхождение глаголицы остается предметом споров. Попытки сблизить глаголицу с греческой скорописью (минускульным письмом), древнееврейским, коптским и другими системами письма не дали результатов. Глаголица, подобно армянскому и грузинскому письму, – алфавит, который не основывается ни на одной из известных письменных систем. Начертания букв соотносятся с задачей перевода христианских текстов на славянский язык.
Первая буква алфавита имеет форму креста, сокращенное написание имени Христа – образует симметричную фигуру и т.д. Некоторые исследователи полагают, что в основе глаголических букв лежат крест, треугольник и круг – важнейшие символы христианской культуры.
4. Кириллица Кириллица - одна из двух вместе с глаголицей славянских азбук, созданных Кириллом и Мефодием в конце IX-начале X вв. по просьбе Моравского князя.
Вопрос о времени создания кириллицы и её хронологическом соотношении с глаголицей нельзя считать окончательно решённым. Некоторые исследователи предполагают, что кириллица была создана Кириллом и его братом Мефодием в IX в., раннее, чем глаголица. Однако большая часть специалистов считает, что кириллица моложе глаголицы и что первой славянской азбукой, которую создали Кирилл и Мефодий в 863 (или 855), была глаголица. В 863 г. в граде Плиске, тогдашней столице Болгарии, солунские братья огласили изобретение славянского алфавита.
В основу этой азбуки положен византийский унциал (торжественное, уставное письмо, которым писались богослужебные книги). Для передачи звуков, которые отсутствовали в греческом языке, использовались буквы, заимствованные из иных источников.
Различные теории о происхождении кириллицы могут быть разделены на несколько групп: Кириллица была создана как дальнейшее усовершенствование глаголицы на основе греческого уставного письма Кирилл изобрел глаголицу, а кириллица существовала ранее как видоизменение греческого письма Кирилл изобрёл кириллицу, а глаголица появилась позже как своеобразный вид тайнописи или стилизации и получила распространение в период преследования католическим духовенством книг, написанных Кириллом Кирилл изобрёл кириллицу, а глаголица существовала ранее как самобытное славянское письмо.
Кириллица, по дошедшим до нас рукописям IX в., имела 43 буквы, большая часть которых по написанию и произношению соответствует современным русским буквам алфавита. Каждая буква языка имеет свое традиционное название. Алфавитно-буквенный состав кириллицы довольно точно соответствует своеобразному звуковому составу старославянского языка; это позволяет сделать вывод о самобытности кирилловской азбуки и является причиной того, что она (хотя со времени её создания прошло более тысячелетия) лежит в основе большинства алфавитов славянских народов.
Азбука, составленная на основе греческого письма, была распространена среди восточных славян, заменив собой более древние знаки - черты и резы. Первая русская кириллическая надпись была обнаружена на острове в устье Дуная и относится к 943.
5. Церковнославянский язык Письменность, введенная Кириллом и Мефодием – церковнославянский язык, язык богослужебных книг, богослужения. Он стал общим для всего славянского православного христианства.
Церковнославянский язык был языком книжным, а не разговорным, языком церковной культуры, который распространился среди многих славянских народов. Церковнославянская литература распространилась у западных славян (Моравия), южных славян (Болгария), в Валахии, частях Хорватии и Чехии и, с принятием христианства, на Руси. Так как церковнославянский язык отличался от разговорного русского, церковные тексты при переписке подвергались изменению, обрусевали. Переписчики подправляли церковнославянские слова, приближая их к русским. При этом они привносили особенности местных говоров.
Для систематизации церковнославянских текстов и введения единых языковых норм в Речи Посполитой были написаны первые грамматики грамматика Лаврентия Зизания (1596) и грамматика Мелетия Смотрицкого (1619). Процесс формирования церковнославянского языка был, в основном, завершен в конце XVII века, когда патриархом Никоном были произведены исправление и систематизация богослужебных книг.
По мере распространения церковнославянских религиозных текстов на Руси, постепенно стали появляться и литературные сочинения, которые использовали письменность Кирилла и Мефодия. Первые такие сочинения относятся к концу XI века. Это «Повесть временных лет» (1068), «Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Феодосия Печорского», «Слово о законе и благодати» (1051), «Поучение Владимира» (1096) и «Слово о полку Игореве» ( ). Эти произведения написаны языком, который представляет собой смешение церковнославянского языка с древнерусским.
1150 лет исполняется возникновению славянской письменности С 1991 года в России 24 мая официально отмечается день славянской письменности и культуры.
Литература Байбурова, Р. Как появилась письменность у древних славян / Р. Байбурова // Наука и жизнь. – – С – (Беседа об основах наук. Страны и народы). Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Вспомогательные исторические дисциплины: Учеб. для студ. высш. Учеб. Заведений / под ред. Г.А. Леонтьевой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, – 368с. Леоньева Г.А. Палеография, хронология, археология, геральдика: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, – 200с. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах/ В.С. Греков, C. Е. Крючков, Л. А. Чешко – е изделие – М.: Просвещение, – 286 с.