« Пословица недаром молвится » Выполнила ученица Тришневская Дарья МАОУ сош 5, 4Г класс
« Семь раз отмерь, один раз отрежь», «Любишь кататься, люби и саночки возить»
Цель работы: Выяснить роль пословиц в речи современных детей. Задачи: Углубить знания о пословицах; Изучить материалы словарей. Проанализировать пословицы, употребляемые в устной речи и литературных произведениях известных русских писателей. Узнать мнение о пословицах. Какие пословицы чаще всего используют школьники 2-4 классов. Узнать какую роль они имеют в жизни школьников. Продумать и провести опрос школьников 2-4 классов
Объект исследования: речь современных школьников. Предмет исследования: знание и использование пословиц в речи современных школьников. Гипотеза: Я считаю, что пословица играет большую роль в современной жизни каждого человека.
Можно выделить такие основные источники возникновения русских пословиц и поговорок: народное, литературное, библейское происхождение, заимствование и использование цитат Крылова, Пушкина, Куприна и других русских писателей в качестве пословиц и поговорок. Что же такое пословица?
Пословица - народное изречение, в котором выражается не мнение отдельных людей, а народная оценка, народный ум. Она отражает духовный облик народа, стремления и идеалы, суждения о самых разных сторонах жизни.
Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится. Без пословицы не проживёшь. Не всякая пословица при всяком молвится. От пословицы не уйдёшь. Пень не околица, а глупая речь не пословица. Пословица ведётся, как изба веником метётся. Пословица недаром молвится. Русская пословица ко всему пригодится.
Типы пословиц К первому типу мы относим пословицы, которые в настоящее время уже не употребляются в буквальном, прямом смысле. Сюда можно отнести пословицы типа: «Бабушка надвое сказала»; « Игра не стоит свеч»; « Своя рубашка ближе к телу»; «Сухая ложка рот дерет» и т. п.
Типы пословиц Ко второму типу относятся пословицы, которые отличаются двойным планом – буквальным и иносказательным. Таковы: «Аппетит приходит во время еды»; «Лежачего не бьют»; «Любишь кататься, люби и саночки возить»; «Что посеешь, то и пожнешь» и т. п.
Типы пословиц третий тип составляют такие выражения, которые употребляются только в буквальном смысле. Сюда относятся, например: «Бедность не порок»; «Век живи, век учись»; «Лучше поздно, чем никогда»; «Молчание – знак согласия»; «Старый друг лучше новых двух» и τ. д.
В данной таблице я представила результаты своих исследований: класс Используют ли пословицы в речи Понимают смвсл пословиц Преобладающ ий тип посл Нужно ли использ.по словицы в речи 2кл10% используют60%2,3 тип90% 3кл50% используют70%2,3 тип100% 4кл14% не ответили 14% используют, 72% не исп. 72%2,3 тип86%
На вопрос какую роль играют пословицы в нашей жизни, были получены следующие ответы: пословицы украшают речь; они учат нас быть умнее; передают мысли, чувства народ;
Вывод по исследованию В результате исследования я выяснила, что в речи современных детей редко используются пословицы, хотя все показали знания пословиц на различные темы. Прослеживается, что ученики 2 классов не отличаются в знаниях пословиц от более старших, но не всегда понимают смысл высказываний. А ученики 3-4 классов более осмысленно применяют пословицы в речи. Выдвинутая мной гипотеза полностью подтвердилась.
из произведений А.С. Пушкина « Любви все возрасты покорны » ; « Что пройдёт, то будет мило » ;
И.А.Крылов в своих баснях создал такие пословицы как: «А воз и ныне там»; «Услужливый дурак, опасней врага»;
Узнала из литературы, что такое пословица и познакомилась с их значениями. Проанализировать пословицы, употребляемые в устной речи и литературных произведениях известных русских писателей. Узнала мнение о пословицах, и какие из них чаще всего используется. Придумала и провела опрос школьников 2- 4 классов. Выводы