Бюджетное образовательное учреждение Омской области дополнительного образования детей «Областной детско-юношеский центр туризма и краеведения» дистанционный семинар АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Программа семинара: 1.Приветствие. Цели, задачи семинара. Жидкова Екатерина Васильевна, заместитель директора по учебно- воспитательной работе БОУ ОО ДОД «ОДЮЦТиК». 2.Исследовательская деятельность учащихся в современных условиях: перспективы, проблемные вопросы и пути их решения. Куроедов Михаил Васильевич, старший методист БОУ ОО ДОД «ОДЮЦТиК». 3.Научные методы исследовательской деятельности школьников Кротт Иван Иванович, кандидат исторических наук, доцент кафедры Отечественной истории ГОУ ВПО «ОМГПУ». Возможности реализации интеллектуального потенциала обучающихся в проекте «Сибирский тракт» Рыженко Леонид Игоревич, директор ООО «ИСП» «Институт системного проектирования» 4.Подведение итогов работы семинара. Жидкова Екатерина Васильевна, заместитель директора по учебно- воспитательной работе БОУ ОО ДОД «ОДЮЦТиК».
Научные методы исследовательской деятельности школьников И.И.Кротт, кандидат исторических наук, доцент кафедры Отечественной истории ГОУ ВПО «ОМГПУ»
Исследовательская деятельность учащихся Форма организации учебно- воспитательной работы, предполагающая решение учащимися творческих исследовательских задач с заранее неизвестными результатами, содержащая все основные этапы научного исследования Форма организации учебно- воспитательной работы, предполагающая решение учащимися творческих исследовательских задач с заранее неизвестными результатами, содержащая все основные этапы научного исследования
Главная цель исследовательской деятельности учащихся Формирование у учащихся способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры Формирование у учащихся способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры
Главный смысл исследовательской деятельности в сфере образования Развитие личности учащегося, а не получение объективно нового результата, как в «большой науке» Развитие личности учащегося, а не получение объективно нового результата, как в «большой науке»
Этапы научного исследования школьника Постановка проблемы Постановка проблемы Изучение литературы по проблеме исследования Изучение литературы по проблеме исследования Сбор собственного материала Сбор собственного материала Анализ полученного материала Анализ полученного материала Обобщение, выводы Обобщение, выводы
Главный результат исследовательской деятельности Интеллектуальный творческий продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде (тезисы, научная статья, доклад) Интеллектуальный творческий продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде (тезисы, научная статья, доклад) Очень важно с самого начала определится со стандартом, так как он определяет язык, объем, структуру Очень важно с самого начала определится со стандартом, так как он определяет язык, объем, структуру
Классификация исследовательских работ учащихся Проблемно-реферативные – написанные на основе нескольких источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и собственную трактовку поставленной проблемы Проблемно-реферативные – написанные на основе нескольких источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и собственную трактовку поставленной проблемы Описательные – направленные на описание какого-либо явления, могут иметь научную новизну, но как правило в них отсутствует корректная методика исследования Описательные – направленные на описание какого-либо явления, могут иметь научную новизну, но как правило в них отсутствует корректная методика исследования Исследовательские – выполнены с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученные с помощью этой методики собственный результат, на основе которого и делается анализ, выводы Исследовательские – выполнены с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученные с помощью этой методики собственный результат, на основе которого и делается анализ, выводы
Обязательные компоненты исследовательской работы Введение Введение Актуальность темы Актуальность темы Историография темы (с выводом о степени изученности темы) Историография темы (с выводом о степени изученности темы) Объект или предмет, цель и задачи работы Объект или предмет, цель и задачи работы О – это процесс или явление, избранное для изучения, П – то, что находится в границах О. О – это процесс или явление, избранное для изучения, П – то, что находится в границах О. Территориальные и хронологические границы Территориальные и хронологические границы Источниковая база исследования Источниковая база исследования Методология и методы исследования Методология и методы исследования Методология – это учение о принципах, подходах и методах исследования Методология – это учение о принципах, подходах и методах исследования Методы – это определенным образом упорядоченная деятельность по достижению поставленной цели Методы – это определенным образом упорядоченная деятельность по достижению поставленной цели Основная часть Основная часть Структурирована в соответствии с задачами работы, фактически это описание процесса исследования Структурирована в соответствии с задачами работы, фактически это описание процесса исследования Заключение Заключение Список использованных источников и литературы Список использованных источников и литературы
Метод научного познания определенным образом упорядоченная деятельность по достижению поставленной цели определенным образом упорядоченная деятельность по достижению поставленной цели
Функции методов - способность добывать научно и практически достоверное знание - повышают качество научной работы школьников, делают её логичной и доказательной
Выбор методов научного исследования зависит - от определения темы - проблемного поля - целей и задач
Методы научного познания - Специальные методы Эти методы имеют весьма специфический характер. Эти методы имеют весьма специфический характер. Они никогда не бывают произвольными, так как определяются характером исследуемого объекта Они никогда не бывают произвольными, так как определяются характером исследуемого объекта - Статистические методы, контент-анализ, метод психологической реконструкции (переживания) и др.
Методы научного познания - Общие научные методы - Общие научные методы В отличие от специальных, данные методы используются на всем протяжении исследовательского процесса и в самых различных по предмету науках В отличие от специальных, данные методы используются на всем протяжении исследовательского процесса и в самых различных по предмету науках
Общие научные методы 1. методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент) 2. методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.) 3. методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.)