О реализации программ практико- ориентированного бакалавриата на базе колледжей Н.Л. Гунявина – заместитель начальника отдела Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России
Особенности образовательных программ СПО СПО : базовый и повышенный уровень СПО : базовый и повышенный уровень Специальности СПО – 260, из них – технического профиля – 168, с квалификацией – техник, старший техник Специальности СПО – 260, из них – технического профиля – 168, с квалификацией – техник, старший техник Срок обучения – 3 – 4 года Срок обучения – 3 – 4 года Преемственность ГОС СПО и ГОС ВПО в части структуры (ОГСЭ, ЕН, ОПД, СД) и содержания подготовки Преемственность ГОС СПО и ГОС ВПО в части структуры (ОГСЭ, ЕН, ОПД, СД) и содержания подготовки Не имеют продолжения в ВПО - 50% технических специальностей Не имеют продолжения в ВПО - 50% технических специальностей
1.Реальная практика использования специалистов с СПО технического профиля 2.Болонский процесс - изменение структуры ВПО – 3-х и 4-х летние программы бакалавра 3.Практико-ориентированный характер подготовки в СПО 4.Имеющийся опыт подготовки по программам уровня 5В по МСКО, опытно-экспериментальной и научно- практической деятельности Предпосылки реализации практико – ориентированного бакалавриата в колледжах:
1. Реальная практика использования специалистов с СПО технического профиля 50% - на рабочих профессиях ( ввиду изменения профессиональных функций – от изготовления продукции к управлению наукоемкими автоматизированными системами по выпуску сложной высокоточной и дорогостоящей продукции) 50% - на рабочих профессиях ( ввиду изменения профессиональных функций – от изготовления продукции к управлению наукоемкими автоматизированными системами по выпуску сложной высокоточной и дорогостоящей продукции) 25% - на должностях линейных руководителей (мастера, начальники участков и др. организаторы производства) 25% - на должностях линейных руководителей (мастера, начальники участков и др. организаторы производства) 25% - на инженерно-технических должностях в производстве – (технологи, инженеры по эксплуатации и т.п., занятые обслуживанием текущего производства, введением в действие новых технологий, информационным обслуживанием процессов управления) 25% - на инженерно-технических должностях в производстве – (технологи, инженеры по эксплуатации и т.п., занятые обслуживанием текущего производства, введением в действие новых технологий, информационным обслуживанием процессов управления)
2. Болонский процесс - изменение структуры ВПО Формирование нового перечня направлений подготовки ВПО (специальности ВПО как профили внутри одного ГОС по направлению подготовки) Формирование нового перечня направлений подготовки ВПО (специальности ВПО как профили внутри одного ГОС по направлению подготовки) Введение 3-х и 4-х летних программ бакалавриата Введение 3-х и 4-х летних программ бакалавриата Одна из моделей бакалавриата – практико- ориентированный (профессиональный) по ограниченному перечню направлений подготовки (эксплуатация, ремонт, реновация (восстановление), техническое обслуживание), Одна из моделей бакалавриата – практико- ориентированный (профессиональный) по ограниченному перечню направлений подготовки (эксплуатация, ремонт, реновация (восстановление), техническое обслуживание), реализуемая на базе колледжей
3. Практико-ориентированный характер подготовки в СПО Отличительные характеристики: Организационные условия – тесная связь с предприятиями, договорные отношения - Организационные условия – тесная связь с предприятиями, договорные отношения - Содержание образования - четкая ориентация на практические умения, значимые для отрасли (содержание теории и практики – 50% и 50%) Содержание образования - четкая ориентация на практические умения, значимые для отрасли (содержание теории и практики – 50% и 50%) Технологии обучения – ранняя профессиональная практика на производстве, позволяющая освоить новое оборудование и современные технологические процессы Технологии обучения – ранняя профессиональная практика на производстве, позволяющая освоить новое оборудование и современные технологические процессы
4. Имеющийся опыт подготовки по программам уровня 5В по МСКО, опытно-экспериментальной и научно- практической деятельности Образовательные программы СПО базового уровня с позиций классификации ЮНЕСКО (МСКО) относятся к высшему (послесреднему) образованию неуниверситетского типа, обеспечивают соответствующий общий уровень образованности и интеллектуального развития – наличие дисциплин ОГСЭ и ЕН Образовательные программы СПО базового уровня с позиций классификации ЮНЕСКО (МСКО) относятся к высшему (послесреднему) образованию неуниверситетского типа, обеспечивают соответствующий общий уровень образованности и интеллектуального развития – наличие дисциплин ОГСЭ и ЕН Образовательные программы СПО повышенного уровня (+1 год обуч.): реализуются реально с 1989 г., легитимно – с 1995 г., отличаются усилением фундаментальной и естественно-научной подготовки Образовательные программы СПО повышенного уровня (+1 год обуч.): реализуются реально с 1989 г., легитимно – с 1995 г., отличаются усилением фундаментальной и естественно-научной подготовки Научно-исследовательская работа Научно-исследовательская работа Опытно-конструкторская работа Опытно-конструкторская работа Инновационная деятельность Инновационная деятельность Наличие кандидатов и докторов наук – около 15% Наличие кандидатов и докторов наук – около 15%
Ожидаемые результаты: Практико-ориентированный бакалавриат, реализуемый в колледжах: обеспечит потребности современного производства в квалифицированных инженерно- технических и управленческих кадрах обеспечит потребности современного производства в квалифицированных инженерно- технических и управленческих кадрах создаст вариативные модели бакалавриата создаст вариативные модели бакалавриата будет способствовать бережному использованию бюджетных средств на профессиональное образование будет способствовать бережному использованию бюджетных средств на профессиональное образование повысит престиж колледжей и придаст им четкий юридический статус повысит престиж колледжей и придаст им четкий юридический статус