Этика - философская наука, объектом изучения которой является мораль. В этике можно выделить два рода проблем: * вопросы о том, как должен поступать человек; * теоретические вопросы о происхождении и сущности морали. Практическое значение этики проявляется в первую очередь в сфере человеческого общения, важной составляющей которого является общение людей в процессе совместной деятельности.
Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу. Содержанием профессиональной этики являются кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми и способы обоснования данных кодексов. Профессиональная этика включает в себя: * отношения трудовых коллективов и каждого специалиста в отдельности; * нравственные качества личности специалиста, которые обеспечивают наилучшее выполнение профессионального долга; * взаимоотношения внутри профессиональных коллективов, и те специфические нравственные нормы, свойственные для данной профессии; * особенности профессионального воспитания.
* Не спешите подвергать критике установившиеся годами в этом учреждении традиции, формы работы и « с ходу » предлагать те или иные нововведения. * Обсуждая открытый урок или занятие преподавателя, начните с характеристики положительных моментов ; этим вы окажете ему моральную поддержку. * Если в классе, где вы вели свой предмет, учащиеся не справились с заданием или плохо вели себя на уроке, некорректно винить в этом детей, классного руководителя, родителей. Надо искать причины неудач в собственных методических просчетах. * Если вы не согласны с мнением старшего, уважаемого коллеги или администрации, не следует занимать соглашательскую позицию, но и не стоит обострять отношения. * Помните : ваша доброжелательность, контактность, стремление к деловому сотрудничеству, готовность учесть лучший опыт, поддержать новое начинание - главные предпосылки благоприятной атмосферы успешной деятельности и хорошего творческого самочувствия в трудовом коллективе.
* Такт – чувство меры, создающее умение вести себя приличным, подобающим образом ( словарь С. И. Ожегова ) * Педагогический такт – принцип меры, который педагог должен соблюдать в процессе общения ; * Педагогический такт определяется педагогическим мастерством, опытом, уровнем культуры и личностными качествами педагога ; выражается в умении найти оптимальные меры воздействия в любых ситуациях ( в том числе и в конфликтных ), не унижая достоинства человека и не вызывая у него подобную же реакцию ; Педагогический такт
* Педагогический процесс основывается на отношениях, придающих неповторимый личностный смысл. * Организуя общение, важно точно и адекватно ориентировать речь на конкретного собеседника. * Общение в педагогическом процессе нельзя ограничивать только одной функцией – информацией. * Вступая в контакт с людьми, не организуйте с ними общение «по вертикали», сверху вниз. Следует строить взаимоотношения так, чтобы позиция ведущего естественно вытекала из всей логики общения. Заповеди педагогического общения
* Чаще улыбайтесь друг другу. Улыбка говорит о том, что эта встреча с коллегами приятна вам. * Пусть из ваших уст почаще звучат одобрение, похвала, поощрение. * Следует развивать коммуникативную память - это поможет быстро восстановит предыдущую ситуацию общения, воспроизводить эмоциональную атмосферу общения. Расставлять верные акценты. * Умейте анализировать процесс общения. * Следите за собственной речью ! Помните, что она - отражение вашей личности. Заповеди педагогического общения
«Пойми » - профессиональная заповедь педагога. Понять - это значит проникнуть во внутреннее, душевное состояние, понять мотивы действий, поступков, переживаний. Общение педагога порой становится судьбоносным. Умение, слушая, слышать своего собеседника-это мастерство преподавателя и, безусловно, искусство общения. «Пойми » - профессиональная заповедь педагога. Понять - это значит проникнуть во внутреннее, душевное состояние, понять мотивы действий, поступков, переживаний. Общение педагога порой становится судьбоносным. Умение, слушая, слышать своего собеседника-это мастерство преподавателя и, безусловно, искусство общения.
«У растения главное – корень, у человека – душа» у человека – душа» Дарите улыбку друг другу и тогда жизнь окрасится всеми цветами радуги!