ТЕМА УРОКА: «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ»
обобщить, систематизировать знания о части речи «имя существительное». повторить морфологические признаки имён существительных; повторить изученные орфограммы по данной теме; уметь находить имена существительные в предложении; уметь употреблять существительные в речи.
ЧИСЛОРОДПАДЕЖ ЗНАЧЕНИЕ ВОПРОС СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ ОДУШЕВЛЁННОЕ НЕОДУШЕВЛЁННОЕ СОБСТВЕННОЕ НАРИЦАТЕЛЬНОЕ СКЛОНЕНИЕ ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Постоянные признаки Непостоянные признаки РОДЧИСЛО СКЛОНЕНИЕПАДЕЖ СОБСТВЕННОЕ НАРИЦАТЕЛЬНОЕ ОДУШЕВЛЁННОЕ НЕОДУШЕВЛЁННОЕ
Постоянные признаки Значе- ние подлежащее число падеж дополнение
Имя бога?
Кто это?
Что это?
Фамилия? Имя? Профессия?
профессия?
Что это?
Одушевленные и неодушевленные имена существительные
СОБСТВЕННЫЕНАРИЦАТЕЛЬНЫЕ Зевссобака Пушкинрусалка Александрвишня Неваписатель Лондонучитель памятник
- Мужской род (лось, нос, компьютер…) - Женский род (кнопка, картина, карта…) - Средний род (небо, облако, солнце…) Солнце с.р. Лев м.р. Жаба ж.р.
На сидень…, для дочер…, камыш…, в брошюр…, на лошад…, полноч…, из арми…, по алле…, для мышк…, о геро…, ремонт крыш…
Камыш_ - 2 скл., м.р. Полночь – 3 скл., ж.р. Крыш_ - мн.ч. «Мягкий знак на конце существительных после шипящих»
1 вариант на сиденье – ср.р., 2 скл., пред.п. в брошюре – ж.р., 1 скл., пред.п. по аллее – ж.р., 1 скл., дат.п. о герое – м.р., 2 скл., пред.п. 2 вариант на лошади – ж.р., 3 скл., пред.п. из армии – ж.р., 1 скл., род.п., для дочери – ж.р., 3 скл., род.п.; для мышки – ж.р., 1 скл., род.п.,
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (движения в соответствии с текстом) Раз! Подняться. Два! Согнуться, разогнуться. Три! В ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре! – руки шире. Пять – руками помахать. Шесть – за парту тихо сесть.
Сер…брянка – мелкая р…чонка. Мы сидим на ее берегу в зар…слях трос…ника и смотрим в воду. Ленивое т…чение колышет мягкие р…стения, в них собираются подводные жители. Работа с текстом.
Серебрянка – мелкая речонка. Мы сидим на ее берегу в зарослях тростника и смотрим в воду. Ленивое течение колышет мягкие растения, в них собираются подводные жители.
Морфологический разбор. I. (На) берегу – сущ.(что?) II. Н.Ф.- берег; пост. – нариц., неодуш., м.р., 2 скл.; непост. – в пред.пад., в ед.ч. III. Поджидал (где?) на берегу.
Портрет имени существительного.
Домашнее задание (по выбору): Создать словесный портрет имени существительного. Написать лингвистическую сказку про имя существительное.