Великая Отечественная война( г.г.) Работу выполнили Кутасова Елена Прибыткова Любовь
Немного из истории
Более тысячи писателей и поэтов ушли на фронт. «Писатели Советской страны знают своё место в этой решительной схватке.Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, многие будут сражаться пером», - заявил на митинге А.Фадеев в первый же день войны.
Кто сказал, что надо бросить Песню на войне? После боя сердце просит Музыки вдвойне. В. Лебедев-Кумач(1943) В. Лебедев-Кумач(1943)
Во время войны песни играли значительную роль. Их невероятную способность влиять на сознание людей очень хорошо понимали власти, ведь нередко они сами заказывали композиции на определенные темы или, наоборот, запрещали и критиковали другие. Патриотичные песни помогали военным собрать силы и выиграть последний бой, они напоминали о родных и близких, ради которых надо было выжить.
Священная война Свяще́нная война́» патриотическая песня периода Великой Отечественной войны, ставшая своеобразным гимном защиты Отечества. Известна также по первой строчке: «Вставай, страна огромная!» 24 июня 1941 г. одновременно в газетах «Известия» и «Красная Звезда» были опубликованы стихи поэта В. И. Лебедева-Кумача «Священная война». Сразу же после публикации композитор А. В. Александров написал к ним музыку, и уже 26 июня 1941 г. на Белорусском вокзале одна из не выехавших ещё на фронт групп Краснознамённого ансамбля красноармейской песни и пляски СССР впервые исполнила эту песню. Однако, вплоть до 15 октября 1941 года «Священная война» широко не исполнялась, так как считалось, что она имеет чрезмерно трагичное звучание: в ней пелось не о скорой победе «малой кровью», а о тяжёлой смертной битве. И только с 15 октября 1941 года, когда фашисты захватили уже Калугу, Ржев и Калинин, «Священная война» стала ежедневно звучать по всесоюзному радио каждое утро после боя кремлёвских курантов. Песня приобрела массовую популярность на фронтах Великой Отечественной войны и поддерживала высокий боевой дух в войсках, особенно в тяжёлых оборонительных боях. В послевоенное время часто исполнялась Краснознамённым ансамблем песни и пляски Советской Армии им. А. В. Александрова и имела широкий успех как в СССР, так и на зарубежных гастролях.
Враги сожгли родную хату Эта песня неотрывна от исполнителя – Марка Бернеса. Он свои песни, скорее, не пел, а напевно, доверительно произносил. Его слушали, ему верили. Песня "Прасковья" (официальное название) была сочинена поэтом Исаковским и композитором Блантером в конце 1945 года. Была кем-то исполнена. И подвергнута уничтожающей партийной критике – за стилизацию "инвалидного" фольклора. До 1960 года ее не пели со сцены. В 1960 году ее впервые спел Бернес – в зале дворца спорта, перед большим количеством народа. Очевидцы рассказывают, что уже после первого куплета присутствовавшие в зале военные встали, а потом встал и весь зал. Огромный зал слушал стоя почти никому неизвестную до того песню. Женщины плакали и многие мужчины тоже. Потом то же самое повторялось на всех концертах, на всех гастролях. Такова была магия этой бесхитростной песни. И бесхитростного исполнения. Солдат возвращается в свою деревню. Хаты нет – сожгли, только широкое поле… И в мелодии, и в исполнении Бернеса присутствует монотонность крестьянского труда. Война, несмотря на громадную роль авиации и танков, была все-таки наполовину войной крестьянской – с бесконечным окапыванием, строительством временных укреплений, пешими переходами по бездорожью… Те, кто исполнял «Враги сожгли родную хату» после Бернеса, излишне жестикулировали и раздували грудь. Им искренне хотелось усилить чувство трагического. Но это не итальянская опера, с ее преувеличенными страстями. Это очень спокойная песня. Песня крестьянина, покорного судьбе. Войну мы выиграли не только благодаря бесшабашным Покрышкину и Маринеско – их бесшабашность соответствовала передовым родам войск, в которых они воевали: авиация и подводный флот, но и благодаря крестьянскому терпению пехоты. Очевидцы рассказывают, что уже после первого куплета присутствовавшие в зале военные встали, а потом встал и весь зал. Огромный зал слушал стоя почти никому неизвестную до того песню. Женщины плакали и многие мужчины тоже. Потом то же самое повторялось на всех концертах, на всех гастролях. Такова была магия этой бесхитростной песни. И бесхитростного исполнения. Солдат возвращается в свою деревню. Хаты нет – сожгли, только широкое поле… И в мелодии, и в исполнении Бернеса присутствует монотонность крестьянского труда. Война, несмотря на громадную роль авиации и танков, была все-таки наполовину войной крестьянской – с бесконечным окапыванием, строительством временных укреплений, пешими переходами по бездорожью… Те, кто исполнял «Враги сожгли родную хату» после Бернеса, излишне жестикулировали и раздували грудь. Им искренне хотелось усилить чувство трагического. Но это не итальянская опера, с ее преувеличенными страстями. Это очень спокойная песня. Песня крестьянина, покорного судьбе. Войну мы выиграли не только благодаря бесшабашным Покрышкину и Маринеско – их бесшабашность соответствовала передовым родам войск, в которых они воевали: авиация и подводный флот, но и благодаря крестьянскому терпению пехоты.
Дороги Судьбу песни предсказать невозможно. Никто не может знать, станет она популярной, или нет. Придется она по душе людям, или нет. По мнению поэта Льва Ивановича Ошанина, кстати, единственного из многочисленной семьи так и не научившегося играть на рояле, песню надо уважать. Это первое. Во- вторых, не надо писать песен, повторяющих событие. Они не будут жить. И в третьих, песня должна удивлять. Как? Вот этого никто не скажет. Каждому это удается по-своему, индивидуально. Вот так получилось с песней «Дороги», где припев получился из одних имен существительных. А глаголы перекочевали в среднюю, стремительную часть песни: А глаголы перекочевали в среднюю, стремительную часть песни: Вьется пыль под сапогами Степями, лесами. А кругом бушует пламя Да пули свистят... Вьется пыль под сапогами Степями, лесами. А кругом бушует пламя Да пули свистят... Ну не бывает так! Это противозаконно. А вот... получилась - и ты хоть что делай. Но самое ценное, разумеется, в том, что песню принял народ. Режиссер Сергей Юткевич задумал подготовить программу к 7 ноября 1945 года под общим названием «Весна священная». В программу было решено вставить несколько новых песен. И одна из них и должна была называться «Под стук колес». Написать её было решено попросить композитора Анатолия Новикова и поэта Льва Ошанина. Фамилии их были названы не случайно. При плохом зрении Лев Иванович Ошанин был снят с воинского учета. Но поэт умудрился побывать на Западном, Третьем Белорусском, Карельском и других фронтах. Так что повидал и смерть, и дороги. Ну, а Новикову было тем более легче: он на войне отбыл от звонка до звонка. Ну не бывает так! Это противозаконно. А вот... получилась - и ты хоть что делай. Но самое ценное, разумеется, в том, что песню принял народ. Режиссер Сергей Юткевич задумал подготовить программу к 7 ноября 1945 года под общим названием «Весна священная». В программу было решено вставить несколько новых песен. И одна из них и должна была называться «Под стук колес». Написать её было решено попросить композитора Анатолия Новикова и поэта Льва Ошанина. Фамилии их были названы не случайно. При плохом зрении Лев Иванович Ошанин был снят с воинского учета. Но поэт умудрился побывать на Западном, Третьем Белорусском, Карельском и других фронтах. Так что повидал и смерть, и дороги. Ну, а Новикову было тем более легче: он на войне отбыл от звонка до звонка.
Решено было написать песню-раздумье, о трудных годах, о тяжёлых дорогах, о каждом клочке земли, который давался с бою. Композитору пришла мысль использовать музыку русской народной песни «Эх ты, ноченька». Ошанин согласился и тут же написал первые четыре строки: Эх, дороги... Пыль да туман, Холода, тревоги, Да степной бурьян... Эх, дороги... Пыль да туман, Холода, тревоги, Да степной бурьян... Первые четыре строки сложились, а дальше дело не пошло. Мелодия у композитора становилась энергичной, напористой. Слова подобрать было очень не просто. Но... потихонечку-полегонечку родились следующие строки: Первые четыре строки сложились, а дальше дело не пошло. Мелодия у композитора становилась энергичной, напористой. Слова подобрать было очень не просто. Но... потихонечку-полегонечку родились следующие строки: А дорога дальше мчится, пылится, клубится, А кругом земля дымится... А дорога дальше мчится, пылится, клубится, А кругом земля дымится... И опять остановка. Какая земля? Чья земля? Своя? Чужая? И лишь после долгих поисков нашлась та самая нужная строка, которая была уже давно на слуху: «...чужая земля». И опять остановка. Какая земля? Чья земля? Своя? Чужая? И лишь после долгих поисков нашлась та самая нужная строка, которая была уже давно на слуху: «...чужая земля». Первым исполнителем песни «Дороги» был солист ансамбля песни и пляски Красной Армии Иван Шмелёв. Он исполнил её на высоком патриотическом подъеме. Песня хорошо была принята зрителями и слушателями, особенно фронтовиками, а также теми, кто пережил войну. Потом её исполняли многие певцы. Но, как это часто бывает, первое исполнение оказалось самым удачным. Первым исполнителем песни «Дороги» был солист ансамбля песни и пляски Красной Армии Иван Шмелёв. Он исполнил её на высоком патриотическом подъеме. Песня хорошо была принята зрителями и слушателями, особенно фронтовиками, а также теми, кто пережил войну. Потом её исполняли многие певцы. Но, как это часто бывает, первое исполнение оказалось самым удачным.
Мы за ценой не постоим Кинофильм «Белорусский вокзал», где впервые прозвучала и откуда вошла в нашу жизнь эта песня, безоговорочно относят к фильмам о Великой Отечественной войне, хотя нет в нем ни одного военного кадра. Это фильм о мирных днях, и все-таки война незримо присутствует в нем, ощущается в атмосфере действия, происходящего на экране. Прост сюжет фильма. Четверо фронтовых друзей встречаются по горестному поводу на похоронах своего бывшего однополчанина. Они не виделись четверть века. В этот насыщенный событиями, оказавшийся очень значительным для них день как бы держит экзамен на прочность их фронтовая дружба, проверяется сила и крепость их боевого солдатского братства. И оказывается, что они верны ему по-прежнему, готовы прийти на помощь друг другу, постоять за правду. Кульминационным в фильме является эпизод, когда четверка главных героев, роли которых исполняют известные актеры Алексей Глазырин, Анатолий Папанов, Всеволод Сафонов и Евгений Леонов, приходят в гости к бывшей медсестре своего десантного батальона и, помянув боевого товарища, припомнив былые бои, просят хозяйку спеть любимую песню их «десятого непромокаемого батальона». Сколько лет прошло, но не было с той поры ни одного концерта, ни одной встречи со зрителями, где бы ее не просили спеть песню из фильма «Белорусский вокзал».
Катюша Эти строки из популярной до Великой отечественной войны песни, в ходе ее сражений обрели новый и грозный смысл. Так назвали фронтовики реактивные установки, обрушивавшие на боевые порядки гитлеровцев сотни и тысячи реактивных снарядов. Их воздействие на противника, особенно в начале боевого применения, было ошеломляющим. Да и впоследствии удары полков и бригад «гвардейских минометов», как в то время именовались реактивная артиллерия, нередко решали судьбу боя. Ко времени Победы над гитлеровской Германией, на фронтах в их составе действовало 540 дивизионов РС - более 9700 пусковых установок разного типа. Но к моменту германского вторжения, к боевым действиям в СССР не были готовы ни пусковые установки, ни реактивные снаряды к ним. Только в июле 1941 года сумели успешно изготовить и укомплектовать одну лишь батарею - 6 установок на базе трехосного автомобиля ЗИС июля эта батарея под командой капитана Ивана Флерова открыла огонь по железнодорожному узлу Орша. Там скопилось большое количество германских воинских эшелонов. На них и обрушился залп батареи снаряда за 7 секунд. Было уничтожено более 100 вагонов с военной техникой, убито и ранено около 300 солдат и офицеров. А батарея немедленно сменила огневую позицию и вскоре действовала в 40 км. от Орши. Эффект ее огня был ошеломляющим. Немцы немедленно сформировали спецгруппы для охоты за батареей. И в начале октября 1941 года она попала в засаду. Расстреляв весь боезапас, капитан Флеров приказал взорвать установки. При этом он и большинство расчетов погибли.
Соловьи В 1942-м рождается одна из самых "главных" и популярных, как на фронте, так и в тылу, песен Великой Отечественной войны - "Соловьи". Послевоенный Фатьянов уверенно занимает достойное место в русской советской песне. На его слова пишут музыку композиторы Соловьев-Седой, Мокроусов, Богословский, Блантер, Новиков, Хачатурян, Жуковский, Бирюков... Следуют заказы и на песни для спектаклей и многочисленных (около 20) кинофильмов. "Русской песни запевала и ее мастеровой" - так охарактеризовал его собрат по поэтическому цеху Ярослав Смеляков.
Тёмная ночь История создания всенародно любимой песни «Темная ночь» очень интересна. В 1943 году, во время работы над знаменитым кинофильмом «Два бойца» у режиссера Леонида Лукова не получалось снять эпизод написания солдатом письма. Расстроенному из-за множества безуспешных попыток режиссеру неожиданно пришла мысль, что украшением сцены могла бы стать песня, передающая чувства бойца в момент написания письма родным. Не теряя ни минуты, Леонид Луков поспешил к композитору Никите Богословскому. Поддержав идею Лукова, Никита Владимирович уже через 40 минут предложил другу мелодию. После этого оба приехали к поэту Владимиру Агатову, который, в свою очередь, за пару-тройку часов написал легендарное стихотворение. Так, на музыку Никиты Богословского и слова Владимирам Агатова, благодаря идее Леонида Лукова, была создана любимая и поныне песня «Темная ночь». Спетая исполнителем роли главного героя Марком Бернесом, «Темная ночь» навсегда осталась в памяти советского народа. Кстати, после записи песни, сцена написания письма в землянке была удачно снята с первого дубля. Но и на этом история создания песни не заканчивается. Первая матрица пластинки пострадала от… слез работницы завода, которая не смогла сдержать чувств при прослушивании песни в исполнении Ивана Козловского. Так что в свет «Темная ночь» вышла только со второй матрицы.
Ехал я из Берлина Песня «Ехал я из Берлина» стала одной из первых «победных» песен. Автор слов песни, поэт Лев Ошанин, рассказывал, как родилась идея о создании композиции. Когда он узнал, что части советской армии находятся на подступах к Берлину, чувство счастья великой, долгожданной победы вошло в его душу и уже не оставило ее. В воображении поэта сложился образ молодого русского парня, опытного солдата, одного из спасителей огромной державы, который совершил великий подвиг, и у которого еще вся жизнь впереди... И тогда родилась в мыслях Льва Ошанина строчка «Ехал я из Берлина». Но о своей затее написать стихотворение Ошанин никому не сказал до того времени, когда победа стала очевидной. Исаак Дунаевский сочинил музыку для стиха, причем для припева слов не хватило, и они были сымпровизированы тут же. Через несколько лет Лев Иванович с сожалением рассказывал, как, по требованию Политуправления, он вынужден был изменить слова припева: Эй, встречай, Да крепче обнимай. Чарочку хмельную Полнее наливай! на такие: на такие: Эй, встречай, С победой поздравляй, Милыми руками Покрепче обнимай! Нам дороги эти позабыть нельзя…
День Победы Главная «победная» песня родилась только через 30 лет после завершения войны, но без нее сегодняшний рассказ о военных песнях был бы неполным. Песня «День Победы» была создана поэтом Владимиром Харитоновым и композитором Давидом Тухмановым к 30-летию великой даты. Впервые эта песня прозвучала на праздничном концерте в московском Кремле в исполнении Льва Лещенко. На предварительном прослушивании песни некоторые члены партии остались недовольны композицией, ее даже назвали «цыганской». Но на концерте песня «День Победы» настолько понравилась Генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Брежневу, что он встал и не сдерживал слез. После этого «День Победы» навсегда остался в репертуаре военных песен. Прослушивая песни о Великой Отечественной войне, мы словно переживаем чувства солдат, защищавших Родину в боях, чувства их матерей и детей, ожидавших их возвращения, и то неописуемое состояние счастья, которое испытали все жители Советского Союза 9 мая 1945 года.
Давно отгремела Великая Отечественная война. Уже выросли поколения, знающие о ней по рассказам ветеранов, книгам, кинофильмам. Поутихла с годами боль утрат, зарубцевались раны. Но наши писатели и поэты обращались и обращаются к тем далеким дням. Война по-прежнему живет в памяти нашего народа. Давно отгремела Великая Отечественная война. Уже выросли поколения, знающие о ней по рассказам ветеранов, книгам, кинофильмам. Поутихла с годами боль утрат, зарубцевались раны. Но наши писатели и поэты обращались и обращаются к тем далеким дням. Война по-прежнему живет в памяти нашего народа.
Помните – через века, через века, через года через года Помните Помните о тех, о тех, кто уже не придет кто уже не придет никогда, никогда, Пожалуйста, Пожалуйста, Помните … Помните …