Соловей с Магнит -горы Презентацию подготовили: творческая группа школьных библиотекарей г. Магнитогорска Молокова Е. В., Субботина Т.В., Агапова Е.И год
Борис Александрович Ручьёв
Борис Ручьёв со своими родителями Александром Ивановичем и Евгенией Лаврентьевной Кривощёковыми и сестрой Ниной. Фрунзе 1951г.
он учился в школе-девятилетке г. Кургана. К тому же периоду относится его первая литературная публикация: в газете «Красный Курган» были напечатаны первые стихи за подписью «Борис Кривощёков» «О субботнике», «На озере», «Граммофон», «В школе», «Зима». Граммофон В вечер, шёлком закатным вышитый В листвяный тополей перезвон, На крылечке, в узористом вишенье, Серебристо гремел граммофон. Улыбались окошки резные, Распахнувшись стекольною сталью,- И в улыбке истомной застыло Над крылечком- «Изба-читальня»… 1928.
Вернувшись в станицу Звериноголовскую в 1930 году, Борис сочинял стихи и юморески для сельской агитбригады. Осенью того же года с другом Михаилом Люгариным он едет в Москву в надежде опубликовать стихи в столичном журнале «Октябрь». Попытка окончилась неудачей, и, не желая возвращаться в родную деревню, друзья принимают решение поехать на Магнитострой. Здесь юный поэт вступил в литературное объединение «Буксир» и начал активно публиковаться в многочисленных газетах и журналах, издававшихся на Магнитострое. В 1930 на страницах магнитогорской прессы впервые появились строки за подписью «Борис Ручьёв». В 1932 стихи Ручьёва впервые вошли в книгу они были напечатаны в сборнике молодых магнитогорских поэтов «Рождение чугуна.За первые три «магнитостроевских» года из-под пера Ручьёва вышел цикл стихов «Вторая родина», а также поэмы «Песня о страданиях подруги» и «Зависть».
В ручьёвском творчестве тесно переплелись традиции Маяковского и Есенина неслучайно именно этих двоих он называл своими любимыми поэтами. Воспевая героизм и размах комсомольских строек в своих поэмах («Индустриальная история»), Ручьёв создавал и проникновенные циклы стихов о любви («Соловьиная пора»). От плакатности своих первых стихов, получивших горячее одобрение Советской власти (цикл стихов «Вторая родина»), в своих поздних произведениях он филигранно выписывает глубины подлинных чувств (поэма «Любава»). Во многом этому способствовало бережное, трепетное отношение поэта к слову. «Пишу я в среднем не более строфы в сутки. Замучило собственное ОТК… Мой принцип - произведение, любое, должно быть чистым и прозрачным по смыслу до самого дна, никакой мути.» признавался Ручьёв в письме к другу в разгар работы над поэмой «Любава».
Летом 1934 Ручьёв стал делегатом сразу двух съездов писателей в июне Всеуральского, а в августе Первого съезда Союза писателей СССР, где он вместе с Михаилом Люгариным был торжественно принят в ряды Союза писателей СССР. В 1935 поэт поступил на заочное отделение Литературного института им. Горького. Творческими вехами этого периода стали поэтические циклы «Открытие мира», «Соловьиная пора» и «Девушки-подружки». В марте 1936 поэт женился на учительнице Серафиме Каменских и переехал в Златоуст. В Ручьёв сотрудничал со златоустовской газетой «Пролетарская мысль» и с челябинской молодёжной газетой «Комсомолец», где в соавторстве с В.Губаревымпечатал серию очерков о людях села «Владимирские рассказы». Тем временем он готовил к изданию очередную книгу стихотворений.
26 декабря1937 Ручьёв был арестован в Златоусте по клеветническому обвинению в контрреволюционном преступлении и репрессирован. 28 июля 1938 он был осуждён выездной сессией Военной коллегии Верховного суда СССР на 10 лет лишения свободы по 58-й статье. Свой срок заключения с 1938 по 1947 Ручьёв отбывал в лагерях Севвостоклага НКВД на Крайнем Севере на «полюсе холода» в Оймяконе.
Когда бы мы, старея год от году, всю жизнь бок о бок прожили вдвоем, я, верно, мог бы лгать тебе в угоду о женском обаянии твоем. тебя я знал бы в платьицах из ситца, в домашних туфлях, будничной, такой, что не тревожит, не зовет, не снится, привыкнув жить у сердца, под рукой... Я, верно, посчитал бы невозможным, что здесь, в краю глухих полярных зим, в распадках горных, в сумраке таежном, ты станешь красным солнышком моим... (Отрывок из поэмы Б. Ручьева «Красное солнышко»)
На некоторое время, придавленный бедой и несправедливостью, стих его замолчал. Когда началась война, Ручьёв стал рваться на фронт. Ему отказали. « Осенью 1941 года, после тяжёлых ожогов при пожаре тайги я попал в больницу Оймяконского дорожного участка Дальстроя. В три месяца преодолев острый критический период-заражение крови, едва избежав ампутации правой ноги и немного отдышавшись на больничной койке, я вновь-после четырёхлетнего перерыва-начал писать стихи и уже с того времени, живя на Колыме писать не бросал. «Стихи о далёких битвах»-первые из написанных мной на Колыме в январе-феврале 1942г. … первых, что вновь бросили меня к поэзии и возвратили к жизни».поэзии
Поэма «Невидимка» (1942) посвящена войне, как он представлял ее себе по газетным сообщениям, а поэма «Красное солнышко» ( ) людям, лишенным возможности воевать, но остающимся верными своей воюющей Отчизне, несмотря на постигшее их несправедливое наказание. В обеих поэмах, масштабных и глубоко трагедийных, Ручьёв широко прибег к устному народному творчеству. Он использовал при этом и достижения близких ему учителей поэтов А.Прокофьева (бывшего когда-то редактором его первой книжки) и М.Исаковского. В «Невидимке» главными героями являются партизаны. А в «Красном солнышке» Ручьёв приоткрыл тюремную сторону своей жизни. Перед читателем предстает лагерь, жизнь заключенных, но через всю поэму проходит лирически напряженная и неизменно окрашенная в трагедийные тона патриотическая тема. Естественно, что и «Невидимка» и «Красное солнышко» появились в печати лишь через много лет после войны: «Невидимка» в 1958, а «Красное солнышко» в Эти произведения, хотя и были опубликованы позднее, по праву можно считать явлениями поэзии военных лет.Красное солнышко
Интересны мысли Ручьёва из записных книжек, его статьи: - Что в людях страшного? Покорность своей судьбе, душевная глухота, равнодушие к красоте, к правде; - Я написал мало, но писал в тяжёлых условиях, таких, когда здравомыслящие люди и не помышляли об этом. И всё, что я пережил, написал, запечатлено по мере своих сил, честно, правдиво. Существует версия (в числе её приверженцев писатель Виктор Астафьев и знаток блатного фольклора Фима Жиганец), что в местах заключения Борис Ручьёв создал текст знаменитого «гимна колымских зэка» песни «Ванинский порт». Некоторые исследователи не исключают, что именно магнитогорский поэт присутствовал при последних мгновениях жизни Осипа Мандельштама. По понятным причинам, при жизни Ручьёва эти факты не были опубликованы.
По окончании срока заключения Ручьёв был лишён возможности проживать в крупных городах, а также в местах своего прежнего поселения. По истечении ссылки он ещё на два года остался в Севвостоклаге НКВД на правах вольнонаёмного. В 49-м, отбыв срок заключения, поэт приезжает в Кусу. Приезжает только потому, что здесь живет его Сима, его жена, любовь к которой помогла ему выжить «у края Родины в безвестье». Возвращение не было радостным. С клеймом «врага народа» Ручьев так и не смог найти постоянную работу. Семейное счастье оказалось недолговечным. Работал бригадиром погрузочно-разгрузочной бригады завода «Строймаш», кладовщиком гаража и товароведом техснабжения. В 1951 он переехал в Киргизию, где во Фрунзе учителем работал его отец. Устроившись бухгалтером МТС в киргизском селе Мирза-аки, Ручьёв проработал там целых пять лет, где и встретил хрущёвскую оттепель.
Только в 1956 году Ручьев был полностью реабилитирован. В 1957 восстановлен в Союзе писателей. В том же году вернулся на Урал в город своей юности Магнитогорск. В 1958 вышла вторая книга стихов «Лирика», затем «Стихи и поэмы» (1963), «Магнит-гора» (1964), «Поэмы » (1967), «Стихотворения» (1967). Наиболее крупным по замыслу произведением последних лет жизни Ручьёва была поэма «Любава». Главы из нее печатались в различных изданиях начиная с Ручьёв развернул в своем произведении, автобиографическом по материалу, достаточно объемную панораму жизни, включая и строительство Магнитки, и войну, и послевоенные годы. Отдельной книгой «Любава» вышла в 1963, а в 1967 за поэмы «Любава», «Красное солнышко» поэт был удостоен Государственной премии РСФСР им. М.Горького.
У этой премии своя предыстория. В конце 1963г. Б.Ручьёва и А Солженицына выдвинули на соискание Ленинской премии. Но референты Н.Хрущёва подсказали ему, что если вручить кому-то из них ленинскую премию, то на страницы газет и журналов буквально хлынет поток « лагерной литературы». Ленинской премии в 1964г. не получил никто- ни Ручьёв, ни Солженицын, ни кто-либо другой. Но три года спустя, уже при Л.Брежневе, творчество Б.Ручьёва вновь выдвинули на соискание Государственной премии РСФСР, правда, на ранг ниже, на этот раз Ручьёву премию дали. Ту самую премию, которую он давно и по праву заслужил всем своим творчеством.
Орден Октябрьской революции (июнь 1973) Орден Трудового Красного Знамени (июнь 1963, октябрь 1967) В 1969 дали почётное звание «Почётный гражданин города Магнитогорска»
Ещё в 1958, беседуя со своим другом, уральским поэтом Я. Вохменцевым, Ручьёв обмолвился: «Мне нужно еще лет пятнадцать, чтобы оформить свои замыслы, завершить вещи, начатые на Колыме, вот тогда и помирать можно». Эти слова оказались пророческими: поэт скончался в Магнитогорске ровно через 15 лет, 24 октября 1973.на Колыме Борис Ручьёв похоронен на Правобережном кладбище г. Магнитогорска.
Строки Ручьёва увековечены не только на бумаге, но и в камне. В 1966 году в Магнитогорске был торжественно открыт памятник, посвящённый первостроителям Магнитки знаменитая «Первая палатка», ставшая символом города. У подножия исполинской каменной палатки высечены два первых четверостишия из написанной в 1933 году 20-летним Ручьёвым «Песни о брезентовой палатке»: Мы жили в палатке с зелёным оконцем, Промытой дождями, просушенной солнцем, Да жгли у дверей золотые костры На рыжих каменьях Магнитной горы.
Поэтическим завещанием поэта стали следующие строки из его «Песен о Магнит-горе»: Если я умру без слова, люди, будьте так добры, отвезите гроб тесовый до высот Магнит-горы. Под утесом положите и поставьте столб с доской: «Похоронен старый житель и строитель заводской…» Поэтическим завещанием поэта стали следующие строки из его «Песен о Магнит-горе»: Если я умру без слова, люди, будьте так добры, отвезите гроб тесовый до высот Магнит-горы. Под утесом положите и поставьте столб с доской: «Похоронен старый житель и строитель заводской…»
Памяти Б. А. Ручьева (Кривощекова) Проспект Ленина, 69. Дом, где жил поэт Б. А. Ручьев. Дом В 1975 году в доме, где жил Б. А. Ручьев открыт мемориальный музей- квартира имени поэта. квартира В 1974 году одной из улиц Магнитогорска было присвоено имя поэта. Накануне 50-летия Магнитогорска в городе была открыта мемориальная доска (ул. Ручьева, 18). Мемориальная доска открыта и на здании школы 64 (ул. Ручьева, 10), которая носит имя поэта.школы 64 Магнитогорское литературное объединение носит имя поэта-первостроителя сентября 1978 года открылись Ручьевские чтения. Идея проведения чтений принадлежит бывшему заведующему кафедрой советской литературы профессору Л. А. Заманскому.Традиции проведения Ручьевских чтений была возрождена в 1993 году. В 1979 году учреждена литературная премия имени Б. А. Ручьева. В 1980 году Магнитогорской центральной городской библиотеке присвоено имя Б. А. Ручьева.центральной городской библиотеке В 1983 году на могиле поэта установлен памятник работы челябинских скульпторов А. П. Кудрявцева и Б. А. Маганова и архитектора И. В. Талалая.на могиле Памятник Первой Палатке (Авторы – скульптор Л. Н. Головницкий, архитектор Е. В. Александров)Первой Палатке
Памяти Бориса Ручьева Проспект Ленина, 69. Дом, где жил поэт Б. А. Ручьев. В 1975 году в доме, где жил Б. А. Ручьев открыт мемориальный музей- квартира имени поэта. В 1974 году одной из улиц Магнитогорска было присвоено имя поэта. Мемориальная доска открыта и на здании школы 64 (ул. Ручьева, 10), которая носит имя поэта. Магнитогорское литературное объединение носит имя поэта- первостроителя сентября 1978 года открылись Ручьевские чтения. Идея проведения чтений принадлежит бывшему заведующему кафедрой советской литературы профессору Л. А. Заманскому.Традиции проведения Ручьевских чтений была возрождена в 1993 году. В 1979 году учреждена литературная премия имени Б. А. Ручьева. В 1980 году Магнитогорской центральной городской библиотеке присвоено имя Б. А. Ручьева. В 1983 году на могиле поэта установлен памятник работы челябинских скульпторов А. П. Кудрявцева и Б. А. Маганова и архитектора И. В. Талалая. Памятник Первой Палатке (Авторы – скульптор Л. Н. Головницкий, архитектор Е. В. Александров)
Литература: Квартира 1: О музее Б. Ручьева // Магнитогор. металл. – – 2 июля. – С. 18. Троицкая, Н. Музей–квартира Бориса Ручьева – центр литературно-просветительской работы в Магнитогорске / Н. Троицкая // Наследие: 5-е гор. Краеведч. чтения. – Магнитогорск, – С Куклина, Е. В память о певце Магнитки: Накануне 90-летнего юбилея Б. Ручьева мы вспомнили о том, как много памятных мест и событий в ист. Города связано с его именем / Е. Куклина // Магнитогор. рабочий. – – 14 мая. – С. 5. «Пел я, строя город мой…»: Поэзия строителя и жизнелюба: К 85-летию Б. Ручьева: рек. указ. лит. / сост. ст. библиограф ОГБ Т. Г. Трофимова. – Магнитогорск, Полехина, М. Ручьевские чтения: Межд. науч. конференция: [История] / М. Полехина // Вестник российской литературы. – – – С Троицкая, Н. За дверью судьбы: На карте города есть места, напоминающие горожанам о писателях и поэтах. Имя Б. Ручьева занимает в этом ряду особое место: [О музее-квартире Б. Ручьева] / Н. Троицкая // Магнитогор. металл. – – 18 сент.