УЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГ ПЕРВОЙ КАТЕГОРИИ МДОУ 88 КОЧЕРГИНА О.Н. Применение здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного в работе с детьми дошкольного возраста
Здоровье – это резервы сил: иммунных, защитных, физических и духовных. И они не даются изначально, а взращиваются по законам воспитания. А наукой воспитания является педагогика В.Ф. Базарный Владимир Филиппович Базарный – знаменитый хирург – офтальмолог, доктор медицинских наук, профессор, ранее руководил лабораторией органов чувств при НИИ медицинских проблем Севера Сибирского отделения Академии наук СССР в Красноярске.
Владимир Филиппович Базарный разработал новое направление в науке – здоровьеразвивающую педагогику, Методику обучения, позволяющую не только не нарушать, а даже укреплять здоровье ребенка.
1. Организация учебного процесса в режиме моторной свободы динамических поз Режим "динамических поз", или вертикализация позы. В.Ф. Базарный предлагает два варианта. Первый - использование настольной конторки, второй- там, где это возможно, менять позу детей. За столами - сидя, стоя; на ковре- сидя, стоя, лежа. Ребёнок встаёт за конторку на специальный массажный коврик в носочках.
Офтальмотренажер Плакат – схема. С помощью специальных стрелок указаны основные траектории, по которым должен двигаться взгляд : вверх - вниз, вправо - влево, по – и против часовой стрелки, по «восьмерке». Плакат-схема может располагаться в разных местах учебного помещения: на стенах, на потолке, на листе бумаги. Упражнения выполняются только стоя.
Зрительные ориентиры Используются разного рода траектории, по которым дети «бегают» глазами. Например, на листе ватмана изображаются какие-либо цветные фигуры: овалы, зигзаги, восьмерки, спирали, прямоугольники, треугольники и т.д.. Толщина траекторий - 1 см.
Тренажеры со зрительными метками В разноудаленных участках помещения подвешиваются привлекающие внимание объекты. Ими могут служить игрушки или картинки, которые подбирают с таким учетом, чтобы они составили единый зрительный сюжет. Кроме того, используются подвижные "сенсорные кресты", карточки с заданиями и вариантами ответов, которые могут оказаться в любой точке помещения. Упражнения выполняются в положении «стоя».
Наиболее простое и доступное всем упражнение - это прикрывание глаз ладонями. Это лучший способ добиться релаксации нервов всех органов чувств, в том числе и зрения, а также уменьшение умственного и физического напряжения. Каждый человек, у которого есть какие-либо дефекты зрения, должен прикрывать глаза ладонями так часто, как только возможно.
3. «Экологически-чистые» прописи В процессе овладения детьми письмом применяются специальные художественно - образные каллиграфические прописи перьевой ручкой, формирующие художественное чувство и развивающие психомоторную систему "глаз-рука".
4. "Экологический букварь" С целью расширения зрительных горизонтов, развития творческого воображения и целостного восприятия и познания мира применяется специально разработанный "Экологический букварь" (картина-панно), расположенный на одной из стен помещения и изображающий уходящую в бесконечность и насыщенную природными и рукотворными зрительными стимулами местность, на которой с помощью специальных манекенов и карточек разворачиваются сюжеты урока (занятия).
5. Хоровое пение Очень важным моментом в учебном системе по В. Ф. Базарному является детское хоровое пение. В основном это классическая музыка и народные песни. Пение – мощное средство гармонизирования нервной системы и психики, профилактики заболеваний голосового аппарата и органов дыхания у детей. Хоровое пение помогает не только развивать художественное и эстетическое ощущение мира, но и является прочным фундаментом, на основе которого формируется человеческая личность.
Элементы здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного эффективно применяются в коррекционно-развивающей работе педагогов специализированных групп для детей с нарушением зрения МДОУ 88 г. Комсомольска-на-Амуре, что способствует положительной динамике в комплексной работе по преодолению зрительных нарушений у детей-дошкольников.