Работа лаборатории «Этнокультурные исследования города Бийска и сопредельных территорий»
Работа с информаторами с. Камышенка Петропавловский район
Л.А. Явнова и учащиеся школы 20
Научно-практические конференции
Научные исследования студентов ФИиП в рамках проекта «Этнокультурная карта города Бийска» Цель проекта: Познакомить бийчан с этническими группами, которые заселяли город Бийск в течение XX века, а также с народными обычаями, сохранившимися до наших дней. Задачи: Обобщить и систематизировать собранный полевой материал; Способствовать сохранению у молодого поколения бийчан национального самосознания, развитию межнациональных культурных связей.
Основан по указу Петра I в 1709 году.
Заречную слободу осваивают крестьяне-переселенцы из 27 губерний европейской России: Саратовской, Тамбовской, Рязанской, Курской и др.
Часто в украшении дома использовались солярные знаки. Символ солнца можно увидеть на воротах, на оконных наличниках.
Но в течение XX века знаки-обереги менялись. Сегодня чаще всего встречаются на оконных наличниках изображения геометрических фигур и стилизованный растительный орнамент.
Но Заречную слободу осваивали не только русские, но и татары, что отразилось в названии одного из районов – Татарский край. Татарский край
Первые татары, поселившиеся на левобережье в конце XIX века, строили дома ближе к лесу. В 20-е – 30-е годы прошлого века в связи с голодом в Поволжье, массовыми репрессиями население Татарского края растет. Для многих раскулаченных татар Бийск стал родным городом. пер. Московский пер. Центральный
До конца 20-х годов прошлого века на берегу Бии проводился веселый праздник весны Сабантуй. «Сабан» - по-татарски – плуг, «туй» - праздник. К этому дню положено забывать все обиды. Прийти на Сабантуй сердитым или злым считалось большим грехом. И еще, в Сабантуй не принято отпускать без подарка. На празднике каждый джигит мог показать свою удаль, силу, ловкость, а девушка – мастерство в рукоделии.
Решение об открытии татарской национальной школы было принято 20-го июля 1920 года. Но школа начала работать лишь в марте 1921 года. С 1923 года школе было присвоено имя национального татарского поэта Габдуллы Тукая.
По документам удалось восстановить имена татарских учителей, которые работали в школе: Насыров, Алтышев, Бакировы, Рахматуллин и другие. В связи с нехваткой педкадров в школе работали русские учителя. Среди них известный художник Бийска Д. И. Кузнецов, ученик Г. И. Гуркина.
Немецкое население в бывшей Заречной слободе появилось в начале 40-х годов XX века в связи с насильственным переселением из Немецкой Поволжской АССР (1924 – 28 ноября 1941 года) Немцы Заречья Места расселени я немцев
Жили в бараках. Мужчин призывного возраста брали в трудовую армию. Женщины работали на лесозаготовках, на Чуйском тракте. Реабилитацию получили после смерти Сталина.
На здании естественно-географического факультета БГПУ им. В. Шукшина установлена мемориальная доска: «Здесь работал и создал алтайский Отдел ГО исследователь природы М. Ф. Розен (1902 – 1989) Национальные черты характера: трудолюбие, аккуратность, доброжелательность, высокий профессионализм в выбранном деле…
Сохранились и некоторые национальные черты праздников, таких как Пасха, Рождество, которые отмечаются в Центре Национальной Немецкой Культуры.
Центр был создан для изучения немецкого языка и культуры, где молодые люди могут познакомиться со своими обычаями. Но, к сожалению, большая часть немецкой молодежи, как и русские и татары мало интересуются своей национальной культурой, не знают родного языка.
Бийское польское общество «Белый орел» О бщественная организация «Белый орёл» - это центр польской культуры в городе Бийске. Общество было организовано в 1994 году. Состав польской общины достаточно многочисленный, около 100 человек. Молодёжь, которая входит в состав общины, знакомится с обычаями и традициями Польши, изучает польский язык; верующие имеют возможность общаться с Богом в костёле, отмечать католические праздники.
Католическая свадьба, крещение
Католические Рождество, Пасха в Бийском польском обществе «Белый орел»
Кумандинка в национальном костюме Кумандинцы