Проблемная лекция преп. Жоломановой А.Х. на тему: История философии как история самосознания человеческой культуры.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проблемная лекция преп.Жоломановой А.Х. на тему: Основные проблемы философии.
Advertisements

Тема: «Политология как наука. Сравнительная политология».
по специальности по специальности «Культурология» «Культурология» по специальности «Культурология»
Проблемная лекция преп.Жоломановой А.Х. на тему: Философия в культуре Ренессанса и Реформации.
Культура мульт-медиа. по специальности по специальности «Культурология» «Культурология»
ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И МЕСТО В КУЛЬТУРЕ 7 декабря 2012 ВЕБИНАР.
Образование как общественное явление и педагогический процесс. Общая характеристика пед. профессии Модуль 1. Учебный элемент 1. 2.
Философия Б. 1. Гуманитарный, социальный и экономический цикл Вариативная часть: ГСЭ.Б.02 для студентов специальности История Документоведение.
Проблемная лекция преп. Жоломановой А.Х. на тему: «Философия истории».
Проблемная лекция преп.Жоломановой А.Х. на тему: Философия политики.
Науки. Перечислите естественные и гуманитарные науки. естественныегуманитарные.
История. Предмет истории. История. Предмет истории. Связь истории с другими гуманитарными науками. Связь истории с другими гуманитарными науками. Функции.
Философия и ее роль в жизни общества Кафедра Философии и психологии Преподаватель: к.филос.наук, доцент Шевченко Елена Славовна Для всех специальностей.
«Место научной подготовки специалиста в новой образовательной парадигме» Выполнил: И.М. Пожарская, студент 2-го курса очной формы обучения экономического.
История психологии программа учебного курса. Лекция 1 Введение в историю психологии.
Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их.
«Профессионально- этические основы социальной работы» Представление дисциплины.
φιλίασοφία φιλοσοφία φιλία любовь, стремление, жажда + σοφία мудрость φιλοσοφία ( дословно : любовь к мудрости ) Философия - эта такая любовь к мудрости,
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Историческая психология Алексей Сергеевич Обухов.
Транксрипт:

Проблемная лекция преп. Жоломановой А.Х. на тему: История философии как история самосознания человеческой культуры

Цель лекции: По завершении лекции студенты должны иметь представление об основных проблемах истории философии.

План лекции: Основные проблемы истории философии. Специфика решения основных вопросов истории философии. Сравнительный анализ философской проблематики каждой исторической эпохи.

1-й проблемный вопрос: Отражает ли философия каждой эпохи то состояние общественных умонастроений, типичных для этого времени? А может отдельные авторские идеи задают тональность эпохе? Итак, философы задают направления эпохи или эпоха формирует взгляды философов?

История философии» это необходимая, но всего лишь часть учебного курса «Философия». Основное внимание уделяется темам и вопросам, которые наиболее способствуют задачам философии в качестве дисциплины учебного курса, формирующей мышление будущего специалиста с высшим образованием. Мы познакомимся на лекции с теми проблемами, которые волновали философов во все времена. Но по мере знакомства с многообразием идей постепенно становится ясно, что по ряду вопросов мыслители различных исторических эпох предлагали варианты по сути сходных решений. Воззрения на бытие, познание, государство, человека, сознание и т.п., трансформируясь в контексте той или иной научной иди культурной парадигмы, в то же время имеют историческую преемственность. Важно не только уяс­нить, почему те или иные идеи повторяются в истории философской мысли, но и установить характер их видоизменений, демонстрирую­щий отличия от подходов предыдущих мыслителей. Только постигая эти изменения, можно проникнуть в закономерности развития самого философского мышления. Усвоение этих закономерностей, выяв­ ление их алгоритма, способность применения в повседневной жизне­ деятельности и должно, по большому счету, служить практическим смыслом изучения студентами дис­циплины «Философия». Возможность реализовать эту особенность философии позволяет осуществить и другие задачи курса: воспита­тельные, мировоззренческие, методологические, расширения круго­зора учащихся и т.д.

2-й проблемный вопрос: Отражает ли предметная область, избранная философами самосознание человеческой культуры определенной эпохи? Влияет ли постановка определенных философских вопросов на решение проблем?

Постановка вопросов, «вопрошание» одна из основных ха­рактеристик философии. Поставить принципиально новый вопрос, который ранее никем не ставился, гораздо труднее, чем на него отве­тить. Сама постановка вопроса позволяет обнаружить такой аспект исследуемого предмета, который до этого вообще не был известен. Например, благодаря вопросу древних мыслителей о том, может ли человек передвигаться быстрее, чем это ему дано природой, впо­следствии появились многочисленные виды транспорта. Задавая свои вопросы, философия «дает работу» наукам, которые в этом смысле являются вторичными по отношению к философии и, как показывает история наук, зачастую происходят из самой филосо­фии как результат развития в самостоятельную отрасль знания. Уникальная особен­ность философии заключается в постановке проблем. Наука, решив проблему, двигается дальше, философы в различные эпохи ставят одни и те же так называемые вечные проблемы. Например: Возможно ли знание о том, каковы мир и вещи сами по себе? Существует ли Бог, а если нет, то как возможны наши мысли о Нем? Добро и зло относительны или абсолютны? Откуда появился человек? Почему возможен язык человеческого общения? Существует ли индивидуальная судьба и мировое предопреде­ление? Есть ли у человека смысл жизни и в чем он заключается? Что ждет нас после смерти? И в соответствии с этим как мы должны вести себя при жизни? На что человек может рассчитывать в этом мире?

Литература: Основная: Всемирная энциклопедия: Философия XX век / Главы, науч. ред. и сост. АЛ. Грицанов. М.; Минск, История философии в кратком изложении / Пер. с чеш. И.И. Богута. М., История философии. Запад Россия Восток / Под ред. Н.В. Мот- рошиловой. М., Кн История философии: Энциклопедия. Минск, Капке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учеб­ ник для вузов. 4-е изд. М., Мир философии: В 2 т.'М., Рассел Б. История западной философии. М,, Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней: В 4 т. СПб., Скирбекк Г. История философии: Учебное пособие для студентов выс­ ших учебных заведений / Под ред. СБ. Крымского, Г. Скирбекк; Н. Гилье. М., Криленко Г.Г. Философия: Справочник студента. М., Дополнительная: Богомолов А.С. Диалектический Логос. М. ( Джемс В. Многообразие религиозного опыта. СПб., Клике Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого ин­ теллекта. М., Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., Леви-Строс К. Первобытное мышление. М., Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., Фрезер Дж. Золотая ветвь. М., Унамуно М. О трагическом чувстве жизни. М., Контрольные вопросы (обратная связь) Является ли история философии историей человеческого самосознания? Как вы понимаете слова Г.В.Гегеля: «Философии есть мысль, схваченная эпохой»? Влияет ли состояние эпохи на формирование философской проблематики?