Теория периодизации детского развития Д.Б. Эльконина Выполнил: Зорихин И.Л.
Даниил Борисович Эльконин (1904 – 1984 гг.) - ученик выдающегося отечественного ученого Льва Семеновича Выготского. Развивая идеи школы Выготского, Д. Б. Эльконин создал собственное научное направление в детской и педагогической психологии.
Эльконин Д.Б. выдвинул гипотезу о периодичности процессов психического развития, которая выражается в закономерно повторяющейся смене одних периодов другими.
Периодизация психического развития в онтогенезе по Д.Б. Эльконину ВозрастЭпохаПериодВедущая деятельность Тип отношений 0–1 год Раннее детство Младенчеств о Непосредственно- эмоциональное общение Человек – человек 1–3 года Раннее детство Предметно-манипулятивная деятельность Человек – предмет 3–7 лет Детство ДошкольноеСюжетно-ролевая игра Человек – человек 7–11 лет Младшее школьное Учебная деятельность Человек – предмет 11–13 лет Подростничест во Младшее Интимно-личностное общение Человек – человек 13–15 летСтаршее Учебно-профессиональная деятельность Человек – предмет
Д.Б. Эльконин рассматривая смены периодов, заметил важную закономерность – период освоения мотивов и задач деятельности каждый раз предшествует периоду освоения предметных действий. Все эпохи в детстве состоят из двух связанных периодов, которые сопровождаются трудностями в отношениях с взрослыми. В психологии их называют – критическими или кризис возрастного развития.
Выделено 4 основных кризиса возраста в детской психологии: Кризис первого года (переход к раннему возрасту). Кризис 3-х лет (переход к дошкольному возрасту). Кризис 7-ми лет (переход к младшему возрасту). Кризис подросткового возраста.
Эльконин использовал понятие ведущая деятельность, разработанное A.M. Леонтьевым, как критерий выделения психологических возрастов. В каждом возрасте имеется система различных видов деятельности, но ведущая занимает в ней особое место. Ведущая деятельность проходит длительный путь становления, развития (под руководством взрослых), а не возникает сразу в готовой ф орме.
Ведущая деятельность это не та деятельность, которая занимает у ребенка больше всего времени. Это главная деятельность по ее значению для психического развития
Основываясь на своих исследованиях вместе с В.В. Давыдовым разработал систему начального образования. С учебного года система начального образования Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова признана государственной системой начального обучения. На сегодняшний день система развивающего обучения Эльконина- Давыдова не имеет аналогов по эффективности обучения и выявлению творческих способностей детей.
С критикой периодизации Эльконина выступил известный советский психолог А.В.Петровский, который, в свою очередь, развивал "деятельностный подход" в сфере социальной психологии применительно к формированию коллективов и других групп: « Детская психология не располагает никакими экспериментальными доказательствами того, что можно выделить один тип деятельности как ведущий для развития личности на каждом возрастном этапе, например, в дошкольном возрасте или в трех школьных возрастах. Все это всегда было результатом наших собственных умозрительных построений»
Критика теории Конец XX начало XXI в. характеризуется размыванием устойчивых возрастных ориентиров и границ традиционных периодов жизни. События-вехи все более индивидуализируются во времени и пространстве, варьируют в весьма широком диапазоне и время поступления в школу, и студенческая пора, и начало работы по специальности, а также вступление в брак, рождение ранних и поздних детей и пр. Категории «идея возраста», «культурный возраст», по мнению К.Н. Поливановой, пока сохраняют свое значение как инструмент отношения к человеку, определения его места в обществе, предъявления ему неких ожиданий и требований, однако современная ситуация представляется переходной от единой «лестницы возрастов» к неопределенности индивидуального развития.
Главный недостаток системы обучения Эльконина-Давыдова Общий недостаток системы РО Эльконина – Давыдова: она не имеет достойного продолжения в основной школе. И если вы отдадите ей предпочтение, будьте готовы, что после начальной школы вашему ребенку все равно придется перестраиваться на традиционное преподавание, а это может на первых порах создать ему проблемы.
Рекомендуемая литература : 1. Нежнова Т.А. От составителя //Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология 1989г. 4 с Эльконин Д.Б. "… Нет меры могущей измерить чувство дружбы моей " (фронтовые письма к А.Н.Леонтьеву) там же с Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка // А.Н.Леонтьев. Проблемы развития психики. М Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971г 5. Петровский А.В. Развитие личности и проблема ведущей деятельности // Вопр. психологии Эльконин Д.Б. Психология игры. М.,1978.