Ведущее место в комплексном подходе к коррекции ОНР многие исследователи (Р.Е.Левина, Г.А. Никашина, Р.М. Боскис, Г.А. Каше.) отводят формированию фонематического восприятия, что в свою очередь положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слова, положительно влияет на освоение письма. Необходимы длительные специальные упражнения по формированию навыков звукового анализа и синтеза (сочетания звуковых элементов в единое целое), иначе дети с ОНР не овладевают грамотным чтением и письмом. Установлено, что для усвоения фонетической стороны языка необходимо не только наличие у детей сохранного слуха и артикуляционной готовности, но и умение хорошо слушать, слышать, различать правильное и неправильное произношение в чужой речи, в собственной речи, контролировать собственное произношение. В процессе восприятия чужой речи ребенок должен осмысливать содержание того, что ему говорят. Произнося слова сам, ребенок не только говорит, но и слушает. Он воспринимает собственную речь благодаря взаимодействию речедвигательного и слухового анализаторов. Отсюда следует вывод : хорошо развитое слуховое восприятие обеспечивает правильное формирование звукопроизношения, четкое и внятное произнесение слов в соответствии с общепринятыми литературными нормами.
Мы вам предлагаем ряд игр на развитие слухового восприятие. Одна из них – «Услышь звук». Педагог произносит ряд звуков, слогов, слов. Детям предлагается послушать их и хлопнуть 1 раз, если они услышали звук «Т». Например, педагог называет следующий ряд звуков : т, д, с, з, к, г, в, ф, д, т. Дети выполняют задание. Педагог называет ряд слогов: та,да, ду, ту, ка, га, са, за, то, до. Дети хлопают, когда услышат заданный звук. Ряд слов : Таня, Ваня, Даня, туфли, вода, молоток, тыква. Выполнение задания аналогично.
Следующая игра «Узнай музыкальный инструмент» по звуку способствует развитию узнавания неречевых звуков, что так же немаловажно для развития звукового восприятия. Содержание игры: Взрослый играет на каком – либо знакомом детям музыкальном инструменте (дудочка, колокольчик, погремушка, бубен, барабан, губная гармошка), а ребенок с закрытыми глазами узнает его по звуку и называет звучащий музыкальный инструмент. Второй вариант: Детям дается задание, когда услышите дудочку – поднимите руки. Пока играют другие инструменты, не делайте никаких действий.
Педагог играет на разных музыкальных инструментах: гармошке, бубне, дудочке, а дети ходят по кругу, имитируя движения разных диких животных – медведя, лисы, зайца. Движению каждого животного соответствует звучание определенного музыкального инструмента: медведю - гармошка, лисе – бубен, зайцу- дудочка. Дети показывают, кто и как передвигается. Играет педагог на инструментах за ширмой.
Из четырех слов, четко произнесенных педагогом, ребенок выбирает и называет то слово, которое отличается от остальных. 1. вариант: Ком-ком-кот-ком. 2. вариант: Винт-винт-бинт-винт. 3. вариант: Канава-канава-какао- канава. 4. вариант: Дудка-будка-будка- будка. 5. вариант: Утенок-утенок-утенок- котенок. Ребенок дает разъяснение, чем именно лишнее слово отличается от других одинаковых слов в каждом из словесных вариантов.
Сформированность фонематического слуха является необходимым условием обучения детей умению производить звуковой анализ слов, подготовке их к овладению чтением и письмом.