Культура послевоенного времени г.г
Задача: Восстановление и подъем всех областей культуры и жизнедеятельности. Аспекты: 50е- жесткая цензура, 60е-ослабление командно Подавление свободомыслия. администр.идеологии, новые тенденции. «оттепель»
Литература Основная тема в литературе: военная (не столько военные подвиги, сколько попытки нравственного осмысления итогов и уроков войны, через призму взглядов простого человека)
Представители: 50-е годы: новое поколение авторов (Бакланов, Бондарев, Быков, Богомолов). Самое известное произведение о войне трилогия К. Симонова «Живые и мёртвые», «Солдатами не рождаются». В это время были написаны и важнейшие произведения оппозиционной литературы, ходившие в перепечатках по рукам и опубликованные только во второй половине 80-х годов («Гулаг» А. Солженицына, рассказы В. Шаламова, «Новое назначение» А. Бека) 60-е годы: поэтический бум. Он был вызван появлением целой плеяды молодых самобытных, друг на друга непохожих поэтов. ( Р. Рождественский, Б. Ахмадулина, И. Бродский, Е. Евтушенко, А. Вознесенский, О.Сулейменов).
Музыка 60е -зарождение популярности авторской песни А. Галича, Б. Окуджавы, Ю. Визбора, В. Высоцкого. Это было советское «сердитое поколение». Молодежные группировки собирающиеся на кухнях и на открытом воздухе, на конкурсах туристических песен и в студенческих студиях.
Театр «Современник» театр на Таганке Большой Драматический Театр во главе с Г. Товстоноговым. театр сатиры А. Райкина театр на Малой Бронной театр Ленинского комсомола (Марк Захаров) театр Вахтангова
Живопись бытовой жанр течения в живописи: 50 е годы – «соцреализм» Ю. М. Непринцев «Отдых после боя». «Василий Теркин» 1951 г.) А. И. Лактионов «Письмо с фронта» (1947 г.). Т. Н. Яблонская «Хлеб» (1949 г.) Ф. П. Решетников «Опять двойка» (1952 г.). 60е годы – «суровый стиль» цена победы, тяжелый труд и судьба простого человека Е. Моисеенко Н. Андронов В. Попков «другое искусство». стремилось объединить предметное искусство модернизма и наработки абстракционизма, объединял в своих рядах соратников по противостоянию власти, а не по стилю. Л. Кропивницкий, О. Целков, А. Зверев, Ю. Соостер)
Соцреализм. Ю. Непринцев. Отдых после боя г.
Александр Иванович Лактионов - Письмо с фронта. 1947
Соцреализм Ф. П. Решетников «Опять двойка» (1952 г.). Т. Н. Яблонская «Хлеб» (1949 г.)
Дейнка А. "Тракторист", 1956
Попков В. "Развод", 1966 лидер «сурового стиля»
«Другое искусство» А.Зверев. Женский портрет Ю.Соостер. Леопард. 1959
Кропивницкий «Цветок», 1962.
Архитектура Задачи: -Устранение излишеств. -возведение мемориальных комплексов -восстановление жилых районов -50 е - широкие проспекты, фундаментальные сооружения в духе «сталинского классицизма». -60 е – дешевое массовое жилье («хрущевки»)
Сталинский классицизм Здание Московского университета
Сталинские «высотки» МИД Гостиница Украина
«Хрущевки»
Мемориальные комплексы Пискаревский мемориал А.В. Васильев и Е.А. Левинсон. Открытие 9 мая 1960 г. В центре кладбища был открыт величественный монумент - гранитная траурная стела с горельефами, над которой возвышается шестиметровая бронзовая скульптура "Родина-Мать", выполненная В.В. Исаевой и Р.К. Тауритом.
Монументальный комплекс на Мамаевом кургане – один из самых известных российских памятников-символов, связанных со Второй мировой (Великой Отечественной) войной. Его строительство велось на протяжении 1959 – 1968 гг. архитекторской группой под руководством скульптора Е.В. Вучетича – лауреата нескольких Сталинских премий. "Родина-мать зовёт" была крупнейшей на тот момент скульптурой в Европе (общая высота памятника – 85 метров). Образ Родины-матери, обнажившей меч, стал одним из ключевых символов советской эпохи. Высочайший памятник не только являлся доминантой окружающего пространства - фигура стала одним из главнейших монументов страны, выражая ключевые идеи эпохи - служение родине, подчинения личных координат ценностям советской системы.
Волгоград. Вечный огонь
«Сопка павших героев», Крым
Мемориальный комплекс «Разорванное кольцо» архитектор В. Г. Филиппов, инженер-конструктор И. А. Рыбин, 1966В. Г. Филиппов
Мемориал «Цветок жизни» Архитектор Мельников Павел Иванович. Создан в память о погибших детях блокадного Ленинграда. (высота 15 м, 1968),блокадногоЛенинграда