«Тёплый и холодный воздух» Автор: Кудрявцев Глеб (6лет) Куратор: Бандуш Елена Васильевна МБДОУ Холм- Жирковский детский сад «Теремок» Холм-Жирковского района Смоленской области
Данный опыт всходит в систему опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе по теме «Воздух». Старшие дошкольники достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Экспериментальная работа вызывает у них интерес к исследованию, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и с этическими правилами в жизни общества.
Задачи: Расширение представлений детей об окружающем мире через собственную экспериментальную деятельность, Развитие понимания взаимосвязей в природе. Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности. Воспитывать стремление следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: схематичное моделирование опыта (создание схемы проведения); вопросы, помогающие прояснить ситуацию и понять смысл эксперимента, его содержание или природную закономерность; метод «первой пробы» применения результатов собственной исследовательской деятельности, суть которого состоит в определении ребенком личностно-ценностного смысла совершенных им действи й. СРЕДСТВА: Пластмассовая бутылка, не надутый шарик, миска с горячей водой, миска с холодной водой, схема.
1. Знакомство со схемой проведения опыта. 2. Подготовка необходимого оборудования и материалов.
3. Пустой воздушный шарик надеть на горлышко пластиковой бутылки.
4. Подержать бутылку в горячей воде. Шарик надувается. Это происходит потому, что воздух в бутылке нагревается, расширяется и попадает в шарик.
5. А теперь опустим бутылку в миску с холодной водой и подержим там несколько секунд.
6. Мы видим как шарик сдувается. Вывод: Воздух при охлаждении сжимается и выходит из шарика, он сдувается.
При выполнении данного опыта ребёнок расширил свои представления об окружающем мире через собственную экспериментальную деятельность. Он продолжал знакомиться со свойствами воздуха на примере опытно-экспериментальной деятельности. Использование схематичного моделирования опыта воспитывало у ребёнка стремление следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении. При обсуждении хода опыта, при ответе на вопросы, помогающие прояснить ситуацию и понять смысл эксперимента, его содержание или природную закономерность ребёнок развивал мышление, речь. По результатам собственной исследовательской деятельности ребёнок определил личностно- ценностный смысл совершенных им действий.