«МИР БЕЗ КОНФЛИКТОВ» Занятие с элементами тренинга
2 Единственная известная мне роскошь - это роскошь человеческого общения. Антуан де Сент-Экзюпери «Будьте самоучками, не ждите, пока вас научит жизнь» Станислав Ежи Лец
3 Приветствие
4 «Аргентинский дождь»«Аргентинский дождь»«Аргентинский дождь»«Аргентинский дождь»
5 Правила работы в группе Умейте слушать друг друга. Говорите по существу Проявляйте уважение Закон "ноль-ноль" (о пунктуальности) Конфиденциальность Каждый говорит за себя, от своего имени
6 «Найти объединяющие слова» Дружелюбие Отзывчивость Сердечность Воздействие Взаимодействие Понимание «ДОБРОТА» « ОБЩЕНИЕ » («Доброта» + «Общение» = «Доброе общение»)
7 СПОР Словесное состязание, обсуждение чего-либо между двумя или несколькими лицами, при котором каждая из сторон отстаивает свое мнение, свою правоту. КОНФЛИКТ столкновение противоречивых взглядов, противоположных, несовместимых друг с другом точек зрения, интересов, норм и форм поведения. КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу. ИНЦИДЕНТслучай, происшествие (обычно неприятное), недоразумение, столкновение.
8 КОНФЛИКТ – это трудно устранимое разногласие, чреватое серьезными, далеко идущими последствиями, если оно своевременно не будет разрешено. Конфликты бывают: внутриличностные (внутренние) и межличностные. ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ – конфликт, который происходит внутри человека, в его индивидуальных, личностных особенностях. МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ - конфликт, который касается взаимоотношений двух или нескольких людей и выражается в несовместимости, противоречивости их позиций, взглядов, ценностей, мнений, морали, поступков и т.п. Межличностный конфликт препятствует установлению между людьми нормальных человеческих отношений. конфликты являются естественной частью нашей жизни. Они могут ожидать нас при встрече с новым человеком или новой ситуацией. В какой - то мере они даже необходимы для развития ситуации и отношений, для роста личности, иначе может наступить застой. Хотя чаще всего конфликт мы переживаем как серьезную неприятность.
9 Вопросы для обсуждения В чем сходство и различие понятий СПОР и КОНФЛИКТ? Что такое КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ? Приходилось ли вам попадать в конфликтную ситуацию? С какими людьми вы чаще всего конфликтуете? Почему? Что чаще всего для вас является причиной конфликта? Можно ли разрешить конфликт, не ущемляя права и чувство достоинства всех людей, задействованных в конфликте? Были ли вы свидетелями такого успешного разрешения конфликта?
10 Причины конфликтов Существуют правила поведения для конфликтных людей, выполнение которых помогает не провоцировать конфликты: 1. Помните, что прямолинейность хороша, но не всегда. Критикуйте, но не злорадствуйте. Во всем надо знать меру. Сказать правду тоже надо уметь! Будьте независимы, но не самонадеянны. Не превращайте настойчивость в назойливость. 2. Будьте справедливы и терпимы к людям. Не переоценивайте свои способности и возможности и не умаляйте способности и возможности других. 3. Не проявляйте инициативу там, где в ней не нуждаются. 4. Реализуйте себя в творчестве, а не в конфликтах. 5. Проявляйте выдержку, овладейте умениями саморегуляции. Уважение к людям, знание правил ведения спора, дискуссии, правил общения помогают предотвращать ненужные конфликты.
11 Специальные правила предупреждения конфликтов: -не говорите сразу со взвинченным, возбужденным человеком; -прежде чем сказать о неприятном, постарайтесь создать доброжелательную атмосферу, отметьте заслуги человека, его хорошие дела; -постарайтесь посмотреть на проблему глазами оппонента, постарайтесь «встать на его место»; -не скрывайте доброго отношения к людям, чаще высказывайте одобрение своим товарищам, не скупитесь на похвалу; - умейте заставить себя молчать, когда вас задевают в мелкой ссоре, будьте выше мелочных разборок!
12 Для того чтобы взаимодействовать с другим человеком, необходимо иметь какое-то представление о нем. Общаясь, люди составляют впечатление о собеседнике на основании своего опыта, эталонов, внутренних установок, сознательной или бессознательной интерпретации невербальных (бессловесных) сигналов. На основании сформировавшегося под влиянием внешних и внутренних факторов мнения (которое может быть весьма далеко от действительности) строятся отношения между людьми. Первое впечатление о человеке всегда очень важно для установления контакта с ним. Мы знаем по опыту, что первое впечатление может как способствовать, так и препятствовать контакту с собеседником; более того, нередко оно определяет все наши дальнейшие отношения с этим человеком.
13 Внешность человека действительно несет много информации: мы можем узнать о социальном и материальном положении, уровне образования, состоянии здоровья, а порой и о наличии вредных привычек. Манеры помогают уточнить социальный статус, меру воспитанности, а иногда и профессию. Походка, жесты позволяют заглянуть еще глубже понять темперамент, характер, то есть дорисовать психологический портрет. Общению между людьми обычно мешают: барьеры; ошибки восприятия.
14 Ошибки восприятия Ошибки привлекательности Ошибки превосходства Если человек нам нравится (внешне!), то мы склонны считать его более умным, хорошим, интересным и т.д. Если человек превосходит нас по какому-то важному для нас параметру, то мы склонны оценивать его более положительно, чем могли бы, если бы он был нам равен. Если же мы имеем дело с человеком, которого мы в чем-то превосходим, то мы склонны его недооценивать.
15 Ошибка отношения к нам Установка Если человек хорошо к нам относится, мы склонны наделять его хорошими качествами. Это наше сознательное или бессознательное убеждение в чем-то, восприятие мира под определенным углом зрения.
16 Упражнение «Эффекты восприятия» Задание: определить личностные качества этого человека, основываясь на собственном восприятии и пояснении к фотографии.
17 Игра «СТЫКОВКА»
18 общаться можно по-разному, не только вербально. Общение без слов называется НЕВЕРБАЛЬНЫМ.
19 Головоломка Здесь зашифрована одна известная поговорка: Ответ: («Язык до Киева доведет»)
20 Групповая работа
21 «Ветер и Солнце» К. Ушинский
22 Она ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ее отдает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Никто не богат настолько, чтобы обойтись без нее, и нет такого бедняка, который не стал бы от нее богаче.и Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит поролем для друзей. Она – отдохновение для уставших, дневной свет для тех, кто пал духом, солнечный луч для опечаленных, а также лучшее противоядие, созданное природой от неприятностей. И, тем не менее, ее нельзя купить, нельзя выпросить, нельзя ни одолжить, ни украсть, поскольку, она сама по себе ни на что не годится, пока ее не подарили.
23 Дейл Карнеги. «Если вы хотите нравиться людям – улыбайтесь им»,
24 Рефлексия занятия: «Рецепт счастья»: Возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошенько перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своем пути.
25 «ЛАДУШКИ»