Введение в науку В программе представлен раздел «Навыки исследования» Подразделы: Наблюдение Планирование научного исследования Получение (запись) и представление (презентация) данных (приведен пример) Объяснение результатов Подразделы содержат в себе цели обучения по классам. Цели обучения организованы последовательно внутри каждого подраздела с учетом принципа «от простого к сложному» 1
2 Введение в науку Пример развития навыка «Получение и представление данных» 1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс использовать нестандартные единицы измерения, например, ладони, стопы; выполнять простые измерения в соответствии с инструкциями под наблюдением учителя выполнять измерения в соответствии с инструкциями, используя стандартные единицы самостоятельно или под наблюдением учителя; вести записи наблюдений и сравнений (времени, веса, длины) определять сходства и различия, например, сравнивать предметы или живые существа распознавать переменные величины при наблюдении и сравнении в различных контекстах выбирать оборудова- ние, инструменты для получения значений; делать повторные измерения для получения достоверных данных; (измерять температуру, время, длину, силу, объем) Представлять результаты наблюдений, например, в виде рисунков, знаков («да» - галочка, «нет» -крестик), столбчатых диаграмм представлять результаты наблюдений устно или в виде рисунков, заметок или простых таблиц представлять результаты сравнения в виде записей, рисунков, таблиц, гистограмм, используя компьютер представлять результаты сравнения в виде записей, таблиц, гистограмм, линейных графиков, используя компьютер представлять результаты сравнений в виде заметок, таблиц, гистограмм, линейных графиков вручную или используя компьютер
3 Введение в науку Раздел «Человек». Строение тела человека. Сквозная тема «Все обо мне» 1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс определять сходства и различия между людьми, используя различные признаки, например, цвет волос, рост, цвет глаз и т.д. называть органы чувств и определять их роль в познании окружающег о мира; называть основные части тела человека и их функции называть и описывать строение некоторых внутренних органов человека; называть, описывать скелетную систему и знать, что скелет является опорой тела человека называть и описывать органы, входящие в состав системы пищеварения, кровообраще- ния, дыхания, используя рисунки или муляж называть и описывать органы, входящие в состав выделитель- ной, репродуктив- ной и нервной систем
Познание мира В программе по предмету представлен раздел «Мыслительные навыки» Подразделы: Работа с источниками Объяснение и анализ Ориентация в пространстве (место) (приведен пример) Ориентация во времени (хронология) (приведен пример) Социальная ориентация (общество) ( приведен пример )
Познание мира. Мыслительные навыки 1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс Ориентация во времени (хронология) Использовать простые понятия, обозначаю- щие время Расположить в хронологичес- ком порядке ряд событий Использовать линию времени, правильно обозначать на ней исторические периоды и даты Находить связи между событиями и процессами в общих хронологических рамках Находить хронологические связи между сообществами и периодами в процессе проведения исследования Ориентация в пространстве (место) Составлять план (комнаты, кабинета) по предложенно му образцу Составлять и описывать простой план местности Определять и описывать местонахождение тех или иных объектов Обобщать информацию о своем местонахождении с помощью различных видов мультимед-х устройств Осознавать последствия воздействия человека на окружающую среду Социальная ориентация (общество) Обдумывать и в простой форме выражать собственную точку зрения и мнение Выражать собственную точку зрения и мнение учащимся и друзьям Объяснять свою точку зрения и мнения перед одноклассникам и и учителем Уверенно выражать свою точку зрения и сопоставлять ее с мнением других учащихся и взрослых Выражать свою точку зрения и мнения с применением различных видов мультимед-х устройств
Познание мира Раздел «Знание и понимание истории» Подраздел «Выдающиеся исторические личности и деятели культуры» (Пример хронологически представленного учебного материала)
Познание мира Раздел «Знание и понимание общества» Подраздел «Здоровье и безопасность» (Пример хронологически представленного учебного материала)
Познание мира Раздел «Знание и понимание географии» Подраздел «Природные катаклизмы» (Пример хронологически представленного учебного материала)