ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ ТЕМА 7. ГРУЗОВЫЕ ПЕРЕВОЗКИ В.Ф. ЮХИМЕНКО
7.1. Понятие груза. Классификация грузов и их основные характеристики Необходимость перемещения коммерческого товара от места производства к месту потребления определяет то, что некоторое время товар является грузом. Груз – материальные ценности и товары с момента принятия к транспортировке у грузоотправителя до момента сдачи грузополучателю. Груз обладает рядом индивидуальных свойств, которые влияют на особенности его перевозки, перегрузки и хранения. Совокупность таких условий, обеспечивающих качественную перевозку, называется транспортной характеристикой груза.
Основным фактором, влияющим на технологию транспортировки груза, являются физико- химические свойства груза. Они определяют вид тары и подвижного состава, погрузочно- разгрузочные работы, режим хранения, а также меры безопасности при перевозке. На каждом виде транспорта существует своя классификация грузов. На рис. 7.1 приведена одна из схем классифика ции грузов в зависимости от их свойств и сохранности при перевозке. Однако для всех видов транспорта наиболее применяема следующая классификация грузов (рис. 7.1).
Рис Классификация грузов по физическим (химическим) свойством (разработана ИКТП): I – по физическому состоянию; II – по приспособленности к выполнению погрузочно- разгрузочных работ; III – по обобщающим физико-механическим свойствам, сохранности по перевозке; IV – вид грузом (примеры)
I. Массовые грузы – это грузы, отправляемые, как правило, большими объемами, обеспечивающими полную загрузку подвижного состава. Различают следующие виды массовых грузов: насыпные и навалочные грузы; наливные грузы и строительные материалы. II. Генеральные, или тарно-штучные, грузы. Данный вид грузов перевозится упакованным в крытом подвижном составе. В зависимости от вида упаковки различают грузы: мешковые; киповые; катнобочковые; ящиковые; пакетные.
К физическим характеристикам груза относятся длина, ширина, высота, диаметр, основной мерой линейных размеров является метр. Основной единицей измерения объема является кубический метр, а на морском транспорте – регистровая тонна (2,83 м3). В зависимости от физических размеров штучные грузы также подразделяются на: негабаритные; тяжеловесные; легковесные.
III. Особорежимные грузы – это грузы, которые хранят и перевозят при условии соблюдения специальной, строго установленной технологии. К данной группе относятся опасные грузы, скоропортящиеся грузы, живой скот и сырые животные продукты.
Обязательным условием приема груза к перевозке является правильная маркировка. Правила маркировки грузов не зависят от вида транспорта и регламентируются Правилами перевозок грузов. Маркировка товара – надписи, изображения и условные обозначения, помещенные на таре, бирках или непосредственно на товаре, необходимые для учета груза и обеспечивающие меры по сохранности при транспортировке. В связи с этим следует наносить маркировку так, чтобы она была хорошо видна и сохранялась до конца перевозки.
Различают следующие виды маркировки: товарная (фабричная) маркировка содержит информацию для получателя о товаре – наименование товара, название произ водителя, его адрес, ГОСТ и др.; отправительская маркировка содержит номер и число мест, наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя, пункт отправления и пункт назначения;
Различают следующие виды маркировки: специальная (предупредительная) маркировка содержит сведения о способе хранения и погрузочно- разгрузочных работах, производящихся с данным видом груза; транспортная маркировка наносится для учета и контроля за транспортировкой груза; представляет собой дробь, в числителе которой порядковый номер, присваиваемый грузу в месте приема к перевозке, в знаменателе – число мест данной отправки, рядом с дробью наносится номер грузовой накладной. На тарно-штучных грузах указываются масса брутто и нетто.
7.2. Характеристика грузопотоков Грузовые потоки представляют собой перемещение определенной транспортной массы (груза) по конкретному расстоянию, в конкретном направлении. Грузопотоки формируют и поддерживают транспортно-экономические связи, которые в свою очередь необходимы для товарообращения. Грузовой поток образуется непосредственно в процессе перемещения товаров между пунктом производства и пунктом потребления.
Качественная и сравнительная характеристика грузопотоков помогает в анализе существующего положения на транспортном рынке, что в свою очередь позволяет оптимизировать некоторые показатели деятельности всей транспортной системы: выявить излишние и нерациональные перевозки, определить сферы эффективного использования того или иного вида транспорта, а также построить прогнозы и обосновать перспективы их развития. Существует три классификации грузопотоков: по назначению, по родам грузов, по видам транспорта.
Классификация по назначению подразумевает разделение грузов по топографическому признаку. По данной классификации различают следующие виды грузопотоков: международные – грузы перемещаются между странами в процессе экспортно-импортного товарооборота; межрайонные – грузопоток предполагается в масштабах страны, между различными регионами; местные – транспортировка груза происходит внутри определенной экономической области или на полигоне транспортного объединения (внутри отдельной железной дороги); внутрихозяйственные – грузы перемещаются в пределах одного предприятия.
Классификация грузопотоков по видам грузов выявляет приоритетные на данном виде транспорта виды груза. Данный вид классификации дает возможность анализировать структуру грузопотока, что в некоторой степени позволяет специализировать подвижной состав и географически оптимизировать направления перевозок. В этом случае для каждого вида транспорта выделяют номенклатуру грузов. Обычно выделяют 6-8 основных видов груза, занимающих наиболее весомое место в структуре грузопотока.
Классификация грузопотоков по видам транспорта в основном предполагает анализ транспорта общего пользования. В данном случае исследуется вид груза (чаще всего массовый, так как он наиболее сильно влияет на качественные показатели грузопотока), отправляемый различными видами транспорта. Таким образом, исследуя грузопотоки по конкретным характеристикам, можно выявить наиболее рациональную для данной ситуации схему перевозки, сократить расходы и повысить конкурентоспособность товара.
7.3. Основные показатели качества транспортной продукции К основным качественным характеристикам транспортной продукции относятся: полнота (объем) перевозки; скорость доставки; своевременность и ритмичность перевозки; сохранность груза во время перевозки; безопасность перевозки; уровень сервисного обслуживания.
7.4. Маркетинговые методы оценки конкурентоспособности видов транспорта В настоящее время классический маркетинг претерпевает некоторые изменения, в частности, существенно расширились границы объекта маркетинга. Новая концепция предполагает изучение и преобразование производства и сбыта как единого взаимосвязанного целого. Теперь объектом маркетинга стали вся деятельность по разработке новых товаров и технологий, планированию и выполнению производственных программ, финансовая и сбытовая деятельность.
Маркетинг эффективно применять при соблюдении следующих условий: наличие развитой рыночной экономики, конкуренции, большое количество и широкий ассортимент товаров, транспортных и других услуг; экономическая и правовая независимость товаропроизводителя и производителя транспортной продукции; подготовленность хозяйственных руководителей и специалистов по маркетингу; наличие специализированных организаций, занимающихся проведением маркетинговых мероприятий.
В настоящее время не все из вышеперечисленных факторов, влияющих на эффективность производства и сбыта, присутствуют в российской экономике. И это еще одна причина для более тщательного и продуманного выбора способа перемещения своего товара. Выбор вида транспорта в значительной степени зависит от объемов перевозок грузов. Такая зависимость графически пред ставлена на рис. 7.2
Рис Характеристика затрат в зависимости от вида транспорта и объема перевозок
Все виды транспорта, включающие разные устройства, сооружения, приспособления и т.д., в совокупности образуют единую транспортную систему. Работа по развитию и модернизации транспортной системы в России в настоящее время проводится по следующим направлениям: строительство новых и реконструкция уже имеющихся грузовых и контейнерных терминалов, складов, перевалочных баз; развитие контейнерного парка, соответствующего стандартам ISO; развитие систем слежения и информационного обслуживания движения грузов, расширение компьютеризации.
В будущем все эти мероприятия существенно изменят организацию перевозочного процесса: повысится степень сохранности перевозок грузов, уменьшится количество перегрузочных операций, а значит, и уменьшится время товара в пути, что положительно скажется на деятельности коммерческих предприятий и объединений.
Контрольные вопросы 1. Раскройте понятие груза. Дайте классификацию грузов. 2. Дайте классификацию грузопотоков. 3. Раскройте основные показатели качества транспортной продукции. 4. Каковы условия эффективного применения маркетинга? 5. Каковы направления развития и модернизации транспортной системы России в настоящее время?