Философия Лекция 6 Немецкая философия Старший преподаватель кафедры философии Панькова Наталья Михайловна
Вопросы : 1. Немецкая классическая философия 2. Становление неклассической философии.
1. Немецкая классическая философия XVII-XIX вв.
Представители : Иммануил Кант Георг-Вильгельм-Фридрих Гегель Фридрих-Вильгельм-Йозеф Шеллинг Иоганн-Готтлиб Фихте Людвиг-Андреас Фейербах
Основные характеристики : Предмет НКФ – культура Создание диалектики ; Взаимодействие Я и культуры = понятие деятельности ; Цель НКФ – трансформировать философию в науку Принцип НКФ – самосознание.
Иммануил Кант ( гг.) 2 творческих периода: Докритический (до 1770 г.) «Всеобщая естественная история и теория неба» Критический «Критика чистого разума» «Критика практического разума» «Критика способности суждения»
1) что я могу знать ? ( метафизика ); 2) что я должен делать ? ( мораль ); 3) на что я смею надеяться ? ( религия ); наконец, за этим должна была последовать четвёртая задача что такое человек ? ( антропология, лекции по которой я читаю в течение более чем двадцати лет )». Категорический императив - предписывает поступки, которые хороши сами по себе, независимо от последствий. «поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом».
Иоганн-Готтлиб Фихте ( ) Основная работа: «Основы наукоучения» или наука о науке Представитель субъекти́вного идеали́зма - направление в философии, представители которого отрицают существование независимой от воли и сознания субъекта реальности.
Мир, в котором живёт и действует субъект, есть совокупность ощущений, переживаний, действий этого субъекта, либо, эта совокупность является неотъемлемой частью мира. Радикальной формой субъективного идеализма является солипсизм, в котором реальным признается только мыслящий субъект, а всё остальное объявляется существующим лишь в его сознании.
Деятельность самосознания Абсолютное Я = Деятельностное Я
Фридрих-Вильгельм-Йозеф Шеллинг Основной труд - «Система трансцендентального идеализма» Развил принципы объективно-идеалистической диалектики природы как живого организма, бессознательно-духовного творческого начала, восходящей системы ступеней («потенций»), характеризующейся полярностью, динамическим единством противоположностей. Метод – интеллектуальная, творческая интуиция
Тождество субъекта и объекта Сознание и природа в своём развитии проходят один и тот же путь. Природа – бессознательная жизнь разума. Её развитие : неорганическая природа органическая природа сознание Развитие природы целесообразно.
Георг-Вильгельм-Фридрих Гегель ( гг.) Основной труд - «Энциклопедия философских наук»
Формальная логика Аристотеля несостоятельна. Диалектика - наука о развитии. Развитие проходит три стадии: тезис антитезис синтез Например: Античность тезис. Средневековье это антитезис, поскольку оно отрицает Античность. Новое время синтез Античности и Средневековья.
Законы диалектики : Закон перехода количественных изменений в качественные ( например : превращение лёд - вода - пар. По мере нагревания льда происходит количественное изменение - рост температуры, что приводит к качественным изменениям ) Закон единства и борьбы противоположностей ( например, день и ночь ) Закон отрицания отрицания ( например, логическое отрицание отрицания : « Это верно »; « Это неверно »; « Это не неверно ». Последнее суждение отрицательное, но в другом отношении оно равнозначно утвердительному.)
Людвиг - Андреас Фейербах Основной труд: «Сущность христианства» «Бог был моей первой мыслью, разум - второй, человек - третьей и последней». Религиозное творчество коренится в природе человека, исходя из присущего человеческому духу стремления к антропоморфизму – стремления людей проецировать свои черты вовне. Религия есть важнейший вид такого антропоморфизма.
Философские и религиозные идеи Фейербаха оказали глубокое влияние на Маркса, Энгельса и других духовных « вождей » немецкой социал - демократии. Философия антропотеизма «Чтобы познать человека, нужно его полюбить» «Не Бог создал человека, а человек создал Бога» («Сущность христианства»)
2. Становление неклассической философии. Исторический и диалектический материализм
Карл Маркс Нищета философии (1843) Экономическо- философские рукописи (1844) Тезисы о Фейербахе (1845) Немецкая идеология (1846) Манифест коммунистической партии (1848) Капитал, т. 1. (1867) Критика Готской программы (1875)
Фридрих Энгельс Соратник К. Маркса Последние тома « Капитала » были изданы Энгельсом после смерти Маркса. Развивал идеи исторического материализма
Фундаментальная основа общества материальное производство. Оно является источником всех процессов в нем и определяет общественное сознание. Исторический процесс есть последовательная и закономерная смена общественно - экономических формаций, обусловленная ростом и совершенствованием производительных сил. Исторический материализм рассматривает общество как систему, обусловленную уровнем развития производительных сил.
Социальная структура общества есть сочетание базиса и надстройки. Базис это материальное производство, которое есть сочетание производительных сил ( трудящейся массы людей и средств производства, которыми те пользуются ) и производственных отношений ( общественных отношений, неизбежно возникающих в связи с производством ).
Базис - основа и первопричина всех процессов, происходящих в обществе. По своей роли в производстве выделяются 2 « основных », противоположных класса - трудящиеся - производители и собственники средств производства. Надстройка - совокупность политических, правовых, религиозных институтов общества, а также нравственных, эстетических, философских воззрений в нем.
Общественно-экономическая формация – это исторически сложившийся тип общества, в основе которого лежит определённый способ производства социума (единство взаимодействия производительных сил и производственных отношений), для продолжения рода или потомства - то есть создания новой формации. Основной элемент производительных сил – люди. Производственные отношения – это отношения между людьми, складывающиеся в процессе общественного производства и движения общественного продукта от производства до потребления.
Производственные отношения являются базисом по отношению к политике, идеологии, религии, морали и т.п. (общественной надстройке). По Марксу, человечество прошло четыре общественно-экономических формации - первобытную, рабовладельческую, феодальную и капиталистическую, промежуточная – социализм, а пятая - коммунистическая - должна наступить в будущем и является окончательной.
Задание для самостоятельной работы : Как вы понимаете тезис Л. Фейербаха: «Не Бог создал человека, а человек создал Бога»? Спасибо за внимание!