Рулиене Любовь Нимажаповна
«Люди, у которых мало дела, очень болтливы» (Ш.Монтескье) «Истинное знание состоит не в знакомстве с фактами,…а в использовании фактов» (Г.Бокль) «Только сокровища ума действительны. Ими можно делиться, ничего не теряя, они даже умножаются, когда ими делятся. Чтобы приобрести такое богатство, надо много трудиться»
Наука – система знаний об окружающем мире природы, людей. Знания – проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности (представления, понятия, суждения, теории). Знания бывают донаучными, житейскими, художественными и научными. Курс «Педагогика» направлен на формирование системы знаний о педагогике.
1. Что такое «педагогика»? - наука, чьи положения всем необходимы, потому что каждый человек кого-то воспитывает и учит? - сфера профессиональной деятельности? - вынужденный опыт (все люди – родители)? - искусство? - может ли стать педагогом каждый человек? - зачем вам нужно изучать педагогику?
2. Чем предмет педагогики отличается от его объекта? 3. Объясните структуру педагогики. 4. Каковы задачи педагогики? 5. Объясните термины: «педагогика», «пайдейя», «синусия». 6. Почему с именем Я.А.Коменского связывают становление педагогики как науки? 7.
Объект – это то, на что мы смотрим. Предмет – это то, что мы изучаем, исследуем в данном объекте. Например: Буцефал как предмет для зоолога – это арабский скакун, для историка - лошадь А.Македонского. Объект педагогики - человек как биосоциальное существо, наделенное разумом, психикой, совестью. Предмет педагогики – образование человека от рождения до зрелости.
Педагогика – антропологическая наука о воспитании и обучении человека; наука, раскрывающая сущность, закономерности образования, роль образовательных процессов в развитии личности, разрабатывающая практические пути и способы повышения их результативности.
1) по аспектам исследования – методология педагогики, философия образования, история педагогики, сравнительная педагогика, общая педагогика, теория воспитания, дидактика, частные методики, теория управления образованием, педагогическое прогнозирование
2) по уровням системы образования: дошкольная педагогика, педагогика начальной школы, педагогика средней школы, профессиональная педагогика, педагогика взрослых (андрогогика, педагогическая акмеология); 3) дефектология и коррекционная педагогика (олигофренопедагогика, сурдопедагогика, тифлопедагогика, логопедия, пенитенциарная (исправительно-трудовая) педагогика.
раскрывает сущность, закономерности образования личности, роль процессов воспитания и обучения в развитии личности; разрабатывает практические пути повышения результативности педагогического процесса; изучает человека в обществе и группах сверстников, в общении с людьми, специально занимающимися воспитанием.
- раскрыть механизмы и закономерности воспитания, обучения; - изучать педагогические системы факты педагогической действительности с целью их постоянного совершенствования; - исследовать педагогический процесс, факторы его эффективного развития, - диагностировать результаты педагогической деятельности;
- создавать новые педагогические знания, обновлять педагогические теории и технологии; - изучать педагогический опыт и условия его распространения; - определять педагогические основы и педагогические условия эффективного обучения и воспитания личности.
Пайдейя IX-VIII вв. до н.э.) единство умственного, духовного и физического воспитания Синусия (IV в. до н.э.) внимание к человеческой личности, приоритет нравственного воспитания; период жизни молодых людей, когда они пребывали в обществе более зрелых личностей; юноши изучали добрые нравы, философию и законы в обществе доблестных воинов и знаменитых граждан
- ребенка надо обучить и воспитать, чтобы он вошел в мир взрослых, научился вести себя среди них; - результатом спартанского воспитания являлась мужественность, стойкость, немногословие; - путешествие Телемаха, сына Одиссея в поисках отца («великой славы отца») на корабле («опыт») по морю («свобода»), в котором он не встретит отца, но обретает зрелость, постоянство и упорство.
- позже греки начинают употреблять слово пайдейя по отношению к домашним рабам и школьным учителям, к делу, занимающему людей всю жизнь. Человек, вошедший в пайдейю, не только обучается и воспитывается избираемыми им самим учителями, но обучает и воспитывает себя сам - всю свою жизнь, до самого конца.
заложил теоретические основы средней ступени образования: разработал понятия целей, содержания и методов воспитания; цель воспитания, по Коменскому, – подготовка человека к вечной жизни путем познания внешнего мира, формирования моральных качеств (справедливости, мужества, умеренности).
Великая дидактика, заключающая универсальную теорию учить всех всему (избранные главы)