Знаем ли мы своего ребёнка?
Миф 1 «Не он обижает – его обижают !»
Причина видимого конфликта не бывает однобокой! - Выделяется одеждой; - Выделяется дерзким или девиантным поведением; - Плохо владеет навыками самоконтроля, общения и дружбы.
Если ребёнка обижают в школе – семья идёт на помощь.
Типы семейных отношений и успешность ребёнка тесно взаимосвязаны. -Ребёнок слишком опекаемый в семье подстраивается под других в школе. (конфликтов мало, но нет собственного взгляда и мнения). -В семье часто осуждают и обсуждают других людей ( в школе ребёнок не имеет постоянных друзей, любит приврать и посплетничать). -Ребёнок, которого превозносят дома, требует восхищения от сверстников ( частые конфликты в классе и неудовлетворённость собой). Таких аспектов очень много – наблюдайте за своей семьёй и поймёте чем живёт ребёнок в школе.
Главные вопросы: 1. Учим анализировать ситуацию! 2. « Что произошло до ссоры?» 3. Как ты думаешь, почему вы поссорились? 4. Тебя не любят? А ты любишь ребят? Если нет – так почему они должны любить тебя? 5. Попробуй посчитать – сколько раз ты обидел одноклассников, отметь каждый случай галочкой и спрячь эту бумажку.
Итак! Модель семейных отношений так или иначе переносится ребёнком в школу! Совершенствование отношений в семье – правильный путь помощи ребёнку в его становлении в детском коллективе.
Простые советы : учимся доверять!
1. Играем и поощряем игры с сюжетом. 2. Проигрываем ситуации семейной поддержки и взаимовыручки. 3. Анализируем положительные человеческие качества своего ребёнка и разбираем на примере одноклассников. 4. Учим прощать и отказываться от мщения. 5. Учим доказывать своё мнение приводя доказательства и аргументы. 6. Разбираем конфликт дома на примере игрушек или разыгрываем с помощью взрослых. 7. Всегда разбираем обе стороны с позитивных позиций.
Учимся дружить! Доверяй другу. Чувствуй симпатию к другу. Не бойся сказать правду. Оценивай поступки, а не человека. Шути смешно, а не обидно. Делись с другом своими секретами и храни его тайны. Находи общее дело и игру! Всегда приходи на помощь! Всегда радуйся успехам друга – ведь это и твои успехи!
Учимся сочувствовать! -А если бы так сделали тебе или твоей маме? - А если бы это был малюсенький котёнок – ты бы тоже его ударил? - Если провинится один – накажут всех! - Ведём дневник личного успеха, где есть белые и чёрные страницы. Ребёнок сам оценивает свои поступки и делает вывод – можно применять шкалу личного рейтинга.
Шпаргалка для взрослых! Быть внимательным к нуждам и потребностям ребёнка! – Не растите в своём сокровище внутренний конфликт и не пытайтесь воплотить в нём всё, что не смогли сами. Демонстрировать личную модель неагрессивного поведения. Наказывать обязательно, но только за конкретные поступки. Не унижать ребёнка нигде и никогда.
* Обучать приемлемым способам выражения гнева. * Научить ребёнка правильно проявлять свой гнев.( специальные игрушки, рисунок, игра, спорт). * Обучить распознаванию эмоционального состояния ( какое настроение и как поступать). * Отработать навык реагирования в конфликтных ситуациях ( доказательство или помощь взрослого).
Самое главное качество человека – умение брать ответственность на себя!
Агрессивный или гиперактивный? 1.Непоседлив в учении и усидчив в игре. 2.Часто спорит и ругается со взрослыми и детьми. 3.Отказывается выполнять правила. 4.Труслив. 5.Специально раздражает других людей. 6.Часто жалуется на других детей. 7.Злится, отказываясь что-либо сделать. 8.Завидует. 9.Если обидели – мстит. 10.Считает, что его не любят и обсуждают.
Количество «да» – скрытая склонность к агрессии (помощь семьи, педагога, психолога); – агрессия, поддающаяся коррекции ( семья, психолог, психотерапевт); 7-10 – ребёнок агрессивен, может быть опасен ( срочная помощь психолога и психиатра, семьи и школы, особый режим обучения ).
Рекомендуем: Книги В.Оклендер «Окна в мир ребёнка» Р.Кэмпбелла « Как справляться с гневом ребёнка» Е.Лютова, Г.Монина « Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми».