Урок- презентация на тему: «Грибы. Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы». 6 класс 2011 год
Цель: познакомить учащихся с характерными признаками грибов, дать представление о их строении, типах питания, способах размножения; раскрыть значение грибов в природе и жизни человека. Задачи: выполнить лабораторную работу, проанализировать строение и особенности грибов через мультимедия, таблицы, основываясь на работе зрительного и слухового анализаторов; формирование умения делать выводы.
Тест Выпишите номера вопросов, против них запишите номера правильных ответов. I вариант. I. Какое строение имеет бактерия? 1. Многоклеточное. 2. Одноклеточное. II. Из каких частей состоит бактериальная клетка? 1.Оболочка. 2. Ядро. 3. Пластиды. 4. Цитоплазма. 5. Рассеянное по цитоплазме ядерное вещество. III. Какое значение имеет образование спор у бактерий? 1. Размножение. 2. Перенесение неблагоприятных условий. II вариант. I. Какой способ питания характерен для бактерий? 1. Фотосинтез. 2. Сапрофитный. 3. Паразитический. II. Какие бактерии превращают отмершие организмы в перегной? 1.Бактерии гниения. 2. Молочнокислые бактерии. 3. Клубеньковые бактерии, 4. Почвенные бактерии. III. Какие бактерии превращают перегной почвы в минеральные вещества? 1.Бактерии гниения. 2. Молочнокислые бактерии. 3. Клубеньковые бактерии. 4. Почвенные бактерии.
Ключ к тесту I вариант I – 2 II – 1, 4, 5 III - 2 II вариант I – 2, 3 II – 1 III - 4
Маленький, удаленький Сквозь землю прошел- Красну шапочку нашел? Принимать привык Егорка От людей земной поклон. Как заря на нем ермолка- Ждет нас под осиной он. Что это?
Тема урока: «Грибы. Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы».
Что такое грибы? Знать: 1.Признаки грибов и их отличительные особенности. 2.Черты сходства и отличия грибов от растений и животных. 3.Строение шляпочных грибов, типы их питания и размножения. 4.Правила сбора грибов. Уметь: 1.Различать съедобные и ядовитые шляпочные грибы. 2.Оказывать первую медицинскую помощь при отравлении грибами. Цель урока:
Изучением грибов занимается наука «Микология» (греч. «микос» - «гриб», «логос»- «наука». Родоначальник немецкий ученый Генрих Антон Бари ( г.)
Многообразие грибов. Среда обитания.
Фитофтора Ржавчина Спорынья
На стволах деревьев
Мукор Пеницилл
«Дама под вуалью» Трюфели
Грибы Высшие Низшие (шляпочные) (плесневые) Классификация грибов
Современная система органического мира
Самостоятельная работа с учебником стр , ответьте на вопросы: 1.Назовите черты сходства растений и грибов. 2.Назовите черты отличия растений и грибов. 3.Что общего у грибов с животными?
Признаки грибов, сближающие их с царством растений Признаки грибов, сближающие их с царством животных Прикрепленный образ жизниНаличие хитина в клеточных стенках Неограниченный рост в течение жизни Наличие мочевины в качестве промежуточного продукта метаболизма Наличие целлюлозы в клеточных стенках некоторых грибов (только у водных грибов) Не имеют хлорофилла. Верхушечный ростЗапас углеводов в виде гликогена Черты сходства грибов с растениями и животными
Шляпка Ножка Плодовое тело Мицелий (грибница) Гифы Строение шляпочных грибов
Типы шляпочных грибов Грибы Трубчатые Нижний слой шляпки состоит из многочисленных трубочек, расположенных вертикально. В трубочках созревают споры. (подберезовик, масленок) Пластинчатые Нижний слой шляпки образован пластинками, отходящими от центра шляпки и направленных к ее краю. На стенках пластинок созревают споры (ложный опёнок)
Лабораторная работа «Изучение строения плодовых тел шляпочных грибов» Цель: познакомиться со строением плодовых тел шляпочных грибов, продолжить формировать навык работ с натуральными объектами, навык выполнения биологического рисунка. Оборудование: натуральные объекты (грибы), стеклянные палочки, ванночки. Инструктивная карта: 1.Рассмотрите шляпочный гриб – это плодовое тело. Объясните почему? Найдите пенек и шляпку – основные части гриба. 2.На пеньке гриба рассмотрите плотно расположенные нити грибницы. 3.Зарисуйте внешнее строение шляпочного гриба. 4.Как питаются шляпочные грибы? 5.Почему грибы выделяют в особое царство живой природы? 6.Сделайте вывод к работе, укажите, где образуются споры у шляпочных грибов. Какие грибы вы рассмотрели : трубчатые или пластинчатые?
Способы питания грибов Грибы Сапрофиты Паразиты Симбионты Хищники
Практическое значение грибов «Если положить на чаши весов полезную и вредную для человека деятельность грибов, то весы примерно уравновесятся» М.В. Горленко
Грибы Съедобные Ядовитые
1.Характерными признаками являются булавовидное утолщение и чехол на нижней части ножки гриба. Появляющийся из земли гриб находится как бы в мешочке. 2.В верхней части ножки – бахромчатое кольцо. 3.На изломе выделяется млечная жидкость. Особенности ядовитых грибов
Первая помощь при отравлении 1. До приезда врача уложить больного в постель и дать выпить ему 4 – 5 стаканов кипяченой воды комнатной температуры или содового раствора (1 чайная ложка соды на стакан воды), либо слабый раствор марганцовки. 2. Вызвать рвоту. Повторить 5-6 раз. 3. Предложить выпить слабительные средства. 4. При жажде давать крепкий чай, кофе, подсоленную воду. 5. Остатки грибов следует передать в лабораторию для исследования.
1.Собирать следует только те грибы, которые ты твердо знаешь, что они съедобные. 2.Нельзя собирать съедобные, но старые грибы, т.к. в них накапливаются ядовитые вещества. 3.Нельзя собирать грибы растущие вдоль проезжих дорог. 4.Нельзя собирать червивые грибы, т.к. черви загрязняют мякоть гриба вредными выделениями. 5.Грибы нельзя вырывать из земли, а нужно осторожно срезать ножом или выкручивать не разрушая грибницу (мицелий). 6.Собирать гриба лучше в плетеную корзину или тару, через которую проходит воздух. Иначе грибы испортятся. Правила сбора грибов
Выпишите номера вопросов, против них запишите номера правильных ответов 1 вариант 1.Какие вещества поглощает гриб из корней деревьев? 1.Минеральные вещества 2. Органические вещества 3. Воду 2. Выпишите номера съедобных грибов 1.Белый гриб 2. Рыжик 3. Бледная поганка 4. Лисичка 5. Мухомор 6. Опенок 2 вариант 1.Какие вещества получают корни деревьев от грибов? 1.Минеральные вещества 2. Органические вещества 3. Воду 2. Выпишите номера ядовитых грибов 1.Белый гриб 2. Рыжик 3. Бледная поганка 4. Лисичка 5. Мухомор 6. Опенок
Ключ к тесту 2 1 вариант I-2 II -1,2,4,6 2 вариант I -1,3 II – 3,5
§53, стр Сообщение о плесневых грибах (мукор, пеницилл)- «5» Задание 2 стр.198 – «4» Задание 1 стр «3» Домашнее задание
Спасибо за урок!