1 Управление психическими состояниями Управление психическими состояниями Профессор кафедры Грязнов Алексей Николаевич
Личность – это общая совокупность психических явлений Психические явления Психические процессы Психические состояния Психические свойства личности Личность - самодеятельная особь, со своим психическим укладом и индивидуальным отношением к окружающему миру, выделяющие данное лицо от других.
Психика функция мозга, сущность которой заключается в отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира, в саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.
Личность КонструктыБиологическая подструктура Индивидуальные особенности псих. процессов Индивидуальный опыт Направленность Психические состояния Потребностно- мотивационная сфера Эмоциональная сфера Волевая сфераЯ-концепция Архетипы
Биологическая подструктура Возрастные свойства психики Половые свойства психики Темперамент (индивидуальные особенности динамики психических процессов и поведения) Тип нервной системы
Индивидуальные особенности психических процессов Психические процессы Осознаваемые Познавательные ощущения восприятие память мышление воображение Эмоциональные эмоции чувства Воля Неосознаваемые
Индивидуальный опыт Знания Навыки Умения Привычки
Направленность Влечения Желания Интересы Склонности Идеалы Взгляды Убеждения Мировоззрение Особенности характера Особенности самооценки
Психологическая структура личности концепция К.К. Платонова Биологическая подструктура Возрастные, половые свойства, темперамент, тип нервной системы Индивидуальные особенности психических процессов Индивидуальные проявления памяти, мышления, способностей, ощущений Индивидуальный опыт Знания, умения, навыки, привычки Направленность Влечения, желания, интересы, склонности, убеждения, идеалы, особенности характера
Потребностно-мотивационная сфера Мотивационная сфера включает: аффективную и волевую сферу личности, переживание удовлетворения потребности. (Л.С. Выготский), Л.И. Божович: мотивация «выступает тем сложным механизмом соотнесения личностью внешних и внутренних факторов поведения, который определяет возникновение, направление, а также способы осуществления конкретных форм деятельности». Балл: Мотив – это существующая в психике индивида инцентивная (побудительная) целевая модель некоторого предмета, который каким-то образом выделен этим индивидом в мире и при этом обладает для него устойчивой субъективной ценностью. Становление потребностно-мотивационной сферы предполагает рассмотрение личности как субъекта деятельности - иерархия мотивов в конечном счете оказывается результатом внутреннего выбора.
Иерархия потребностей Маслоу
Эмоциональная сфера Эмоциональные состояния: эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значения для ее удовлетворения предстоящего действия или деятельности. Чувства – высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Они связаны с определенными входящими в сферу культуры предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека. Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний приятного процесс и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение его актуальных потребностей. Аффекты – это особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает.
Волевая сфера Воля - сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Воля как характеристика сознания и деятельности появилась вместе с возникновением общества, трудовой деятельности. Воля является важным компонентом психики человека, неразрывно связанной с познавательными мотивами и эмоциональными процессами. Воля предполагает осознание цели, предварительное представление тех операций, которые могут обеспечить ее достижение, их очередность.
Я-концепция Я-концепция - всеобщий паттерн самовосприятия: концепция человека о том, каков он есть. Компоненты:1) когнитивный - образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости 2) эмоциональный - самоуважение, себялюбие, самоуничижение 3) оценочно-волевой - стремление повысить самооценку, завоевать уважение. Я-концепция - предпосылка и следствие социального взаимодействия определяется социальным опытом. Я РеальноеИдеальноеДинамическоеФантастическое Реальное Я представление о себе в настоящем времени; Идеальное Я то, каким субъект, по его мнению, должен бы стать, ориентируясь на моральные нормы; 3) динамическое Я то, каким субъект намерен стать; 4) фантастическое Я то, каким субъект желал бы стать, будь это возможным.
Архетипы Архетипы Архетипы (от греч. первообраз) – суть, форма и способ связи наследуемых бессознательных первообразов и структур психики, переходящих из поколения в поколение. Обеспечивают основу поведения, структурирования личности, понимание мира, внутреннее единство и взаимосвязь культуры и взаимопонимания Всеобщие, априорные, психические и поведенческие программы
Конструкты Конструкт ЛИЧНОСТНЫЙ (лат. constructio построение) создаваемый субъектом классификационно-оценочный эталон, посредством которого осуществляется понимание объектов при их сходстве между собой и отличии от других. Понятие предложено Дж. Келли. По структурному содержанию отражают характер интерпретации человеком элементов мира как сходных между собой и в то же время отличных от других. Кон-ты различают по области их приложения: 1. Применимые лишь по отношению к определенному небольшому классу элементов 2. Отражающие обобщенную оценку воспринимаемых объектов. Совокупность К. Л. представляет собой систему, важнейшая характеристика которой ее относительная когнитивная сложность, выражающая количество составляющих систему единиц, их разветвленность и связь.
Психические процессы - это Процессы, происходящие в голове человека и отражающиеся в динамически изменяющихся психологических явлениях: ощущениях, восприятии, воображении, памяти, мышлении, речи и др. (Р.С. Немов). Действия, направленные на решение задачи, предмет и условия, которые заданы прямо или косвенно, непосредственно или опосредованно предметным миром (С.Л. Рубинштейн) Психические процессы – первичные регуляторы поведения. Психические процессы обладают динамическими характеристиками: - длительность; - устойчивость.
Психические явления Психические процессы Познавательные Ощущения Восприятие Память Мышление Воображение Эмоциональные Эмоции Чувства Волевые Психические состояния Психические свойства
Психические состояния Это отражение личностью ситуации в виде устойчивого целостного синдрома в динамике психической деятельности, выражающегося в единстве поведения и переживания в континууме времени. А.О. Прохоров Психическое состояние является фоном всей нашей жизнедеятельности, определяет характер взаимоотношений между людьми, поведение человека, его деятельность и даже функционирование организма
Классификация состояний Психические явления Психические свойства Психические состояния Функциональные Личностные Психические процессы
Типы состояний по продолжительности (А.О. Прохоров) Оперативные (сек.-мин.) Текущие (час-день) Длительные (нед.- мес.) Сверхдлительные (год и более)
Функции состояний 1. Уравновешивание человека 2. Психическая регуляция 3. Адаптация 4. Слаживание 5. Активная организация взаимодействия 6. Интеграция
Методы регуляции психических состояний Методы прямой регуляции Методы опосредованной регуляции
Методы прямой регуляции психического состояния Применение психофармакологических средств Прослушивание функциональной музыки Чтение художественной литературы (библиотерапия) Просмотр произведений изобразительного искусства Танцевальная деятельность (танцевальная терапия)
Функциональная музыка «Музыка сама по себе не несет конкретной информации, но влияние на ее эмоциональную сферу огромно» (А.М.Карпов) «Музыка является властительницей наших чувств и настроений» (В.М.Бехтерев) Доказано, что музыка: Повышает чувствительность периферического зрения Изменяет тонус мышц Изменяет настроение человека Повышает работоспособность
Библиотерапия (метод предложенный В.М. Бехтеревым) Читая, человек незаметно для себя вовлекается в мир, созданный писателем. Он радуется, волнуется, восторгается, смеется, мыслит, переживает вместе с героями, забывая собственные неурядицы. Действие конкретного литературного произведения строго индивидуально и связано со многими факторами: - Личностные особенности восприятия - Общее развитие - Уровень интеллекта и эрудиции
Методы опосредованной регуляции психического состояния Трудотерапия Имитационный игры Внушение и самовнушение
Трудотерапия Установлено, что труд является источником положительных эмоций. Труд создает бодрое настроение, приносит моральное удовлетворение, оптимизирует физиологическое и психологическое состояние человека, укрепляет волю, воспитывает характер и моральные качества. Он является главным условие долголетия. В процессе творческого труда утомление, вялость, скука уступают место положительным эмоциям
Имитационные игры Необходимо решить: от какого недостатка важно избавиться какие новые привычки приобрести какие новые черты характера сформировать Где играть: Лучше там где не знают: общественный транспорт, в очереди, в столовой, на остановке. Как играть: Вначале не продолжительно (5-7мин). Далее упражняться чаще, напр. 3-4 раза вдень. Ваша задача формируемое привнести в обычное общение, поведение, деятельность.
Внушение Осуществляется с помощью речи и неречевых средств, отличается сниженной аргументацией Внушение применяется человеком при сниженной степени осознанности и критичности. Становится его внутренней установкой, которая направляет, регулирует и стимулирует психическую и физическую активность. Оказывая внушение на других людей, человек учится внушать и самому себе.
Способы и приемы воздействия Саморазъяснение Самоубеждение Самоприказ Самовнушение (или аутосуггестия)
Психические свойства личности – те отношения, которые возникают между одной личностью и другой. Поведение – проявление свойств личности. Психические явления Психические процессы Психические состояния Психические свойства НаправленностьТемпераментСпособностиХарактер
33 Структура факторов формирующих здоровье человека Образ жизни Наследственность ЗдравоохранениеОкружающая среда
Источники болезней Неудовлетворение основных потребностей Неумение обрести бытийные ценности Неспособность реализовать личностный потенциал Неспособность развиваться в своем стиле и алгоритме
35 Управляемые факторы риска гипертония, холестерин, курение, алкоголь ответственны за 90% всех причин смертности от сердечно- сосудистых заболеваний
36 Следствия лени и малоподвижного образа жизни Варикозная болезнь Инфаркт, атеросклероз остеохондроз ожирение целлюлит
37 Зависимость заболеваемости населения от уровня физической активности (в %) I – нет физической активности II – умеренная III - средняя IV – высокая
38 «Курение и его последствия» чел в год умирает от болезней, связанных с курением Каждые 8 сек умирает в мире 1 курильщик В России каждые 1 мин 20 сек умирает 1 курящий россиянин
39 Курением обусловлено как минимум 90% случаев рака легкого, 15-20% случаев онкологических заболеваний других локализаций, 25% смертей от сердечно- сосудистых заболеваний.
40 Запрет курения в общественных местах в США - снижение на 27% количества инфарктов миокарда
41 Увлекательная жизнь???
42 Алкоголь
43 Мировая статистика употребления алкоголя на человека литров в год Прирост населения Прирост населения Убыль населения Турция Средняя Азия Китай Россия
44 Тромб в сосуде головного мозга Сосуд лопнул микроинсульт Очаги мертвых зон, после употребления алкоголя
Единственный камень преткновения в деле принятия мысли о непреложности законов, управляющих психическою жизнью, составляет так называемая произвольность поступков человека