1 Социальная психология управления Лекция «Феномен управления: основные понятия и содержание» д. псх. н. А.Н. Грязнов
«Сущность управления – это делать что-то руками других». (Определение американцев)
3 Введение Предмет обсуждения: социальная психология управления Тема: основные понятия социальной психологии управления Цель курса: в формировании системных представлений о социально-психологических закономерностях управленческой деятельности в раскрытии специфики использования социально-психологических знаний в структуре деятельности менеджера в освоении навыков анализа социально- психологических принципов, лежащих в основе эффективного управления.
Повестка дня Тема 4 Тема 5 Тема 7 Основные понятия и содержание Тема 3 Феномен управления Тема … Тема 6 Тема 12
5 Словарь Управление – ( В. Зигерт и Л. Ланг) -это такое руководство людьми и такое использование средств, которое позволяет выполнять поставленные задачи гуманным, экономичным и рациональным путем" Целеполагание - процесс осознания цели, обоснование ее необходимости и возможности ее достижения
6 Тема 1 Феномен управления – общее представление и многообразие видов Понятие управления: содержание и разновидности Специфика социального управления
7 Определение управления Управление образует особую специфическую деятельность и выступает как самостоятельная социальная функция. Из-за сложности, противоречивости, динамичности социальной системы возникает множество проблем управленческой деятельности Управление в широком смысле слова - свойство, которое присуще сложноорганизованным объекта (системам), суть которого заключается в том, что оно упорядочивает, регулирует систему в условиях постоянных изменений, сохраняет ее целостность, устойчивость и качественную определенность.
Закономерности управления Система делится на управляемую (объект управления) и управляющую (субъект управления) подсистем В основе управления лежит цель как первый, необходимый и решающий момент управленческой деятельности;
Содержание управления Cодержание управления составляет регулирование системы (общества) посредством приложения к объекту управления целенаправленных воздействий. В процессе регулирования достигается соответствие системы определенным целям. Суть регулирования: 1. в поддержании объекта в определенном состоянии; 2. в направленном изменении объекта в соответствии с определенными целями. Различают внешнее и внутреннее регулирование. Внешнее осуществляется посредством воздействия на объект управления извне Внутреннее – это самоуправление системы. Присуще только социальным и биологическим системам. Характеризуется автономным функционированием данной системы, принятием ею решений по внутренним проблемам.
Виды управления Управление БиологическоеСоциальное Экономическое управление (промышленностью, строительством) Политическое управление (воздействие на внутреннюю и внешнюю политику) Управление социальной сферы (труд, быт, здоровье, образование, досуг) Техническое
Частные виды управления ведомственное – муниципальное; централизованное- децентрализованное; коллегиальное – единоначальное; стратегическое – тактическое; волюнтаристское – партисипативное
Специфические черты социального управления занимает определенное место в рамках социальной системы включено, через средства материальной и духовной культуры, в контекст социального процесса. выполняет соответствующую функцию по отношению к этой системе
Определение социального управления Социальное управление - целенаправленное воздействие на общество. В широком смысле слова«социальное управление», предполагает упорядочение, сохранение качественной специфики, совершенствование и развитие общества. В узком смысле "социальное управление" - управление социальной сферой как неким «пространством» жизнедеятельности, где обеспечивается воспроизводство, развитие и самореализация социального субъекта (индивида, группы, общности) и регулируется его взаимодействие с другими социальными субъектами. Таким образом, социальное управление - 1. особый вид социальной деятельности, взаимодействия между субъектом и объектом управления, целью которого является обеспечение единства и согласованности совместных усилий людей для решения социально значимых задач. 2. воздействие на социальную сферу, целенаправленное изменение общественного положения и образа жизни социальных групп, а также обеспечение условий жизнедеятельности человека.
Генезис социального управления Термин «социальное управление» появился в общественных науках в 70-е годы 20 века, но механизмы, регулирующие отношения в обществе, тем не менее, существовали всегда,
Типы управления ТрадиционныйРыночныйНаучный
Тип управления: Традиционный Первобытное общество. Фактор упорядочивания - инстинкт самосохранения. На основе табу складывалась система обычаев и традиций. Главный регулятор общества – традиции. Особенности Традиционного типа Консервативность Стихийность (нет институтов)
Типы управления: Рыночный До середины19 века. Регуляторы общества: Нормы и правила Рынок Закономерности, регулирующие общество, если не познаны, то действуют спонтанно. Особенности Традиционного типа Менее консервативен Управление как деятельность
С середины19 века. Регулятор общества: субъект управления: Структура управления Специальный аппарат, задачей которого являлось выработка целей общественного развития и нахождение способов Закономерности, регулирующие общество, познаны посредством развития науки Особенности Научного типа Последовательность Осознанность Целеполагание Планирование Тип управления: Научный (рациональный)
19 Тема 2 Социология и психология управления - основные понятия и содержание. Предмет дисциплины Управленческие отношения
Социальная психология управления Дисциплина призвана: обеспечить подготовку менеджера; сформировать и развить социально - психологическую культуру менеджера; создать предпосылки понимания важнейших проблем управления: понимание природы управленческих процессов, представления об ответственности руководителя, знание способов повышения эффективности управления, умение строить отношения с людьми в организации.
Предмет социальной психологии управления Управленческие отношения Способы управленческой деятельности как особого вида взаимодействий и связей между людьми
Проблематика дисциплины Взаимодействие формальной системы отношений и стихийного поведения людей Организационная культура как система ценностей и норм коллективного поведения Роль руководителя в построении неформальных отношений Стиль руководства Мотивационные и коммуникативые механизмы взаимодействия руководителя и подчиненного
Особенности управленческой деятельности ПараметрыЭкономические, Духовные отношения Управленческие отношения ЦельСоздание продукта труда Организация деятельности по Содержаниепроизводственно- технологический цикл управленческий цикл ОсознанностьНе всегда осознаютсяОсознаются всегда ДинамичностьСохраняют свою сущность длительное время (по типу общества) Постоянно меняются
Целеполагание Планирование Организация Мотивация Контроль Функции управления
Виды управленческих отношений СубординацияКоординацияСамостоятельностьДисциплинаИнициатива
Субординация – непосредственное подчинение одних людей другим Руководитель Администрирование, распорядительство Подчиненный Исполнительность, подчинение отношения выстраиваются по вертикали приоритет общих целей управления над частными отношения всегда двусторонние
Координация- согласование деятельности субъектов в ходе реализации целей Руководитель 2 Самостоятельность субъектов Руководитель 1 Горизонтальные связи
Дисциплина Самостоятельность Инициатива - соблюдение норм и правил, которые касаются сторон деятельности использования материальных, технических и финансовых ресурсов - при соблюдении норм, указаний человек должен действовать не автоматически, а обдуманно. - инициативность, критичность, чувство личной ответственности за деятельность
Вывод Управленческие отношения – это отношения определенной зависимости, и выражаются они в терминах «подчинения» и «руководства». Возникают они вследствие объективной необходимости выполнения управленческих функций. Управленческие отношения проявляются и как психологические, поскольку в их рамках происходит волевое воздействие на психику, хотя и не исчерпываются ими. Управленческие отношения ставят человека в положение либо объекта, либо субъекта управления. Все виды управленческих отношений проявляются в организации.
Спасибо за внимание !