СТАРШИЙ ВОСПИТАТЕЛЬ МКДОУ « ДЕТСКИЙ САД « КОЛОСОК» Т.А.ПОЕДИНОК
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Федеральное законодательство России Целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней ( образовательных цензов)
ВИДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Непосредственно образовательная деятельность Совместная деятельность ( режимные моменты) Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с родителями
Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое превращение окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. Деятельность – активное отношение к окружающей действительности, выражающееся в воздействии на нее. Складывается из действий. Деятельность – система действий человека, направленная на достижение определенной цели
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД - СУБЪЕКТНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ РЕБЕНКА ПРИ РЕШЕНИИ ИМ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ РАЗНОЙ СЛОЖНОСТИ И ПРОБЛЕМАТИКИ. ЭТИ ЗАДАЧИ РАЗВИВАЮТ НЕ ТОЛЬКО ПРЕДМЕТНУЮ, КОММУНИКАТИВНУЮ И ДРУГИЕ ВИДЫ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ РЕБЕНКА, НО И ЕГО САМОГО КАК ЛИЧНОСТЬ. РЕБЕНОК, ДОЛЖЕН НАКОПИТЬ НЕОБХОДИМЫЙ ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЩЕНИЯ, АКТИВНО ВЗАИМОДЕЙСТВУЯ С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ, СВЕРСТНИКАМИ И ВЗРОСЛЫМИ, ЧТОБЫ БЫТЬ ГОТОВЫМ К САМОРАЗВИТИЮ И УСПЕШНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ В БУДУЩЕМ.
РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ПРЕДПОЛАГАЕТ : 1. Признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка. 2. Признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка 3. Взгляд на ребенка как на полноправного партнера в условиях сотрудничества 4. Осознание воспитателем своей роли « координатора » деятельности детей
ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА: принцип субъектности воспитания; принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены; принцип учета сенситивных периодов развития; принцип преодоления зоны ближайшего развития и организация в ней совместной деятельности детей и взрослых; принцип обогащения, усиления, углубления детского развития; принцип проектирования, конструирования и создания ситуации воспитывающей деятельности;
ПРИНЦИП ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ КАЖДОГО ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; ПРИНЦИП ВЫСОКОЙ МОТИВИРОВАННОСТИ ЛЮБЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; ПРИНЦИП ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ РЕФЛЕКТИВНОСТИ ВСЯКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; ПРИНЦИП НРАВСТВЕННОГО ОБОГАЩЕНИЯ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В КАЧЕСТВЕ СРЕДСТВА ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; ПРИНЦИП СОТРУДНИЧЕСТВА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИИ РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИНЦИП АКТИВНОСТИ РЕБЕНКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ, КОТОРЫЙ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОМ АКТИВНОМ ВОСПРИЯТИИ РЕБЕНКОМ ИЗУЧАЕМЫХ ЯВЛЕНИЙ, ИХ ОСМЫСЛЕНИИ, ПЕРЕРАБОТКЕ И ПРИМЕНЕНИИ.
В РАМКАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ПЕРЕД ПЕДАГОГОМ СТОЯТ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАЧИ: СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ СДЕЛАТЬ ПРОЦЕСС ПРИОБРЕТЕНИЯ ЗНАНИЙ РЕБЕНКОМ МОТИВИРОВАННЫМ; УЧИТЬ РЕБЕНКА САМОСТОЯТЕЛЬНО СТАВИТЬ ПЕРЕД СОБОЙ ЦЕЛЬ И НАХОДИТЬ ПУТИ, В ТОМ ЧИСЛЕ СРЕДСТВА, ЕЕ ДОСТИЖЕНИЯ; ПОМОГАТЬ РЕБЕНКУ СФОРМИРОВАТЬ У СЕБЯ УМЕНИЯ КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ, ОЦЕНКИ И САМООЦЕНКИ.
ПроблемаЦельМотивация Подбор методов решения проблемы ДействияРезультат Контроль выполнения Рефлексия (самоанализ) Создание проблемной ситуации Целевая установка Мотивирование к деятельности (надо-хочу-могу) Проектирование решения проблемной ситуации Выполнение действий (заданий) Анализ результата деятельности Подведение итогов СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ СТРУКТУРА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РАССМОТРИМ ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА ПРИМЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «БЕЗОПАСНОСТЬ»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ БЕЗОПАСНОСТЬ ЧЕРЕЗ РЕШЕНИЕ СЛЕДУЮЩИХ ЗАДАЧ формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) Цели: Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения; Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Образовательная область « Безопасность» Наблюдения ; ведение дневника наблюдения ; организация экскурсии, целевых прогулок ; продуктивная деятельность ( выставки, изготовление памяток и др ), проектная деятельность ; моделирование и решение проблемных ситуаций ; придумывание сказок, историй, театрализация ; досуговая деятельность ( КВН, викторины, развлечения ); познавательно - исследовательская деятельность, чтение
ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН УМЕТЬ : ПРАВИЛЬНО ОТОБРАТЬ СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ВОВЛЕЧЬ РЕБЕНКА В АКТИВНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОБЛЮДАТЬ ПРОПОРЦИОНАЛЬНОЕ СООТНОШЕНИЕ УСИЛИЙ РЕБЕНКА И УСИЛИЙ ПЕДАГОГА В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЕСПЕЧИТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ КОМФОРТНОСТЬ ДЛЯ КАЖДОГО РЕБЕНКА СОЗДАТЬ СИТУАЦИЮ УСПЕХА ПОНЯТЬ, ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ, ПРОСТИТЬ ЕГО ОПЛОШНОСТИ, ЗАЩИТИТЬ. ИСПОЛЬЗОВАТЬ НА ПРАКТИКЕ МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ВОСПИТАННИКОВ
ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН УМЕТЬ ВОВЛЕЧЬ РЕБЕНКА В АКТИВНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ФРАГМЕНТ КОНСПЕКТА НОД « ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ » ПО ТЕМЕ « ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЦВЕТОВ » В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ВОСПИТАТЕЛЬ : РЕБЯТА, СЕГОДНЯ В НАШ ДЕТСКИЙ САД ПРИШЛО ПИСЬМО. ПОСМОТРИМ, ОТ КОГО ЖЕ ОНО. (ЧИТАЕТ) « ЗДРАВСТВУЙТЕ, ДЕТИ ! Я ФЕЯ ЦВЕТОВ. МНЕ НУЖНА ВАША ПОМОЩЬ. НАСТУПИЛА ВЕСНА, НО ЦВЕТЫ ВСЁ ЕЩЕ НЕ РАСЦВЕЛИ. ЧТОБЫ ОНИ ПОРАДОВАЛИ НАС СВОИМ ЦВЕТЕНИЕМ, ВАМ НУЖНО ВЫПОЛНИТЬ ЗАДАНИЯ. Я ПРИГЛАШАЮ ВАС В ВОЛШЕБНУЮ СТРАНУ ЦВЕТОВ ». ВОСПИТАТЕЛЬ : РЕБЯТА, ПОМОЖЕМ ФЕЕ ЦВЕТОВ ? ЧТОБЫ ОТПРАВИТЬСЯ В СТРАНУ ЦВЕТОВ, НАМ НУЖНО ВЗЯТЬСЯ ЗА РУКИ И ОТСЧИТАТЬ ОТ 1 ДО 10. ИТАК, НАЧИНАЕМ ОТСЧЕТ : 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
ФРАГМЕНТ КОНСПЕКТА НОД « ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ » ПО ТЕМЕ : « ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ » В СТАРШЕЙ ГРУППЕ. - РЕБЯТА, ВЫ ЛЮБИТЕ ПУТЕШЕСТВОВАТЬ ? … - Я ПРЕДЛАГАЮ ВАМ ОТПРАВИТЬСЯ В ПУТЕШЕСТВИЕ, А ВОТ КУДА ? … ВЫ УЗНАЕТЕ СОБРАВ РАЗРЕЗНЫЕ КАРТИНКИ. ДЕТИ В ПАРАХ СОБИРАЮТ КАРТИНКИ - КТО ЖЕ ПОЛУЧИЛСЯ У ВАС НА КАРТИНКАХ ?... ( У МЕНЯ ПОЛУЧИЛАСЬ … РЫСЬ ). - КАКИЕ ЭТО ЖИВОТНЫЕ ?... ( ЭТО ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ ) - КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ЭТИ ЖИВОТНЫЕ ЖИВУТ В ОДНОМ МЕСТЕ ОБИТАНИЯ ИЛИ РАЗНЫХ ?... ( ЖИВОТНЫЕ ЖИВУТ В РАЗНЫХ МЕСТАХ ОБИТАНИЯ ) - А ВЫ ХОТИТЕ УЗНАТЬ, ГДЕ ОНИ ОБИТАЮТ ?... - ТОГДА МЫ ОТПРАВЛЯЕМСЯ В ….
ФРАГМЕНТ КОНСПЕКТА НОД ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ « ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ » К ДЕТЯМ В ГРУППУ ПРИХОДИТ ПИСЬМО ОТ ЛЕСОВИЧКА, В КОТОРОМ – КАРТА- СХЕМА МАРШРУТА К ДОМИКУ ЛЕСОВИЧКА (СХЕМА). ДЕТИ С ВОСПИТАТЕЛЕМ РАССМАТРИВАЮТ МАРШРУТ. - КОГДА БЫЛА НАРИСОВАНА СХЕМА НАШЕГО ПУТЕШЕСТВИЯ ? … - А КАК ВЫ ДОГАДАЛИСЬ ? … - А СЕЙЧАС, ЗА ОКНОМ, КАКОЕ ВРЕМЯ ГОДА ? … - ПОЧЕМУ ВЫ ТАК РЕШИЛИ ? … - ДА, ЗА ОКНОМ ЗИМА, И СЕЙЧАС МЫ С ВАМИ ЗАКРОЕМ ГЛАЗА И ПРЕДСТАВИМ СЕБЕ, ЧТО МЫ ОЧУТИЛИСЬ В ЛЕТНЕМ ЛЕСУ. ИТАК, ОТПРАВЛЯЕМСЯ В ГОСТИ К ЛЕСОВИЧКУ.
ФРАГМЕНТ КОНСПЕКТА НОД ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ « РАССКАЖИ О ФРУКТАХ » - РЕБЯТА СЕГОДНЯ ПО ДОРОГЕ В ДЕТСКИЙ САД Я ВСТРЕТИЛА МАЛЕНЬКОГО …( ЗАЙЧОНКА ). (ДОСТАЕТСЯ ИГРУШКА ЗАЙЧИКА И ПОКАЗЫВАЕТСЯ ДЕТЯМ). - ЗАЙЧИК ПРИНЕС НАМ КАКОЙ - ТО МЕШОК. ГОВОРИТ В НЕМ ДАРЫ ОСЕНИ. - ИНТЕРЕСНО, ЧТО ЛЕЖИТ В МЕШКЕ. - ДАВАЙТЕ ПОСМОТРИМ ….. - ЧТО ЭТО ? … ( ЭТО ЯБЛОКО ). - КАКОЕ ОНО ? … ( КРУГЛОЕ, БОЛЬШОЕ, КРАСНОЕ ). А ГДЕ ОНО РАСТЕТ ? … ( НА ЯБЛОНЕ ). (ВОСПИТАТЕЛЬ КЛАДЕТ ЯБЛОКО НА КРАСИВОЕ БЛЮДО, КОТОРОЕ СТОИТ НА СТОЛЕ). - ПОСМОТРИМ, ЧТО ЖЕ ЕЩЕ У НАС ТАМ ЛЕЖИТ ?.....
«ЗОЛОТЫЕ ПРАВИЛА» ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА